Жилищный надзор и жилищный контроль

Жилищный надзор и жилищный контроль: функции, полномочия и различия

Чтобы контролировать соблюдение Жилищного Кодекса Российской Федерации, а также другие законы создаются специальные органы, которые занимаются данными вопросами. Они должны следить, чтобы права граждан в сфере ЖКХ соблюдались безукоризненно. Органы надзора и контроля также следят, чтобы были соблюдены права физических и юридических лиц. Таковыми службами считаются контроль и надзор.

Понятия надзора и контроля

Понятия надзора и контроля принято разделять.

Жилищный контроль – ассоциация, осуществляющая инспекционные проверки, рассматривает претензии граждан, просматривает отчеты и применяет санкции к компаниям коммунального хозяйства, которые некачественно или несвоевременно оказывают услуги.

Обе организации осуществляют определенные функции, которые разделяются по виду полномочий:

  • государственный жилищный надзор реализует исполнение положений ЖК РФ на уровне федерального масштаба;
  • муниципальный жил. контроль осуществляет деятельность в пределах одного конкретных субъектов.

Какая государственная структура реализует нормы жилищного права

Согласно Закону от 6.10.2013 года за номером 31 контроль за нарушениями в сфере ЖКХ осуществляет органы местного самоуправления.

В своей деятельности организация руководствуется следующими законодательными актами:

  • Жилищный Кодекс Российской Федерации;
  • правила технической эксплуатации жилого фонда;
  • правила предоставления коммунальных услуг органами ЖКХ населению;
  • правила управления, содержания и ремонта общего имущества собственников жилого помещения МКД;
  • правила эксплуатации жилых помещений.

На этом основании органами местного самоуправления в отделах ЖКХ были созданы отдельные секторы для осуществления муниципального жил. контроля. Их организовали 01.01.2013 года на основании установленных правил и норм. Сотрудники осуществляют инспектирование органов ЖКХ, выдают предписания о факте нарушений, а также об устранении недочетов.

Если муниципальный жилищный контроль осуществляется органами местного самоуправления, то надзор в сфере жилого фонда осуществляется органами государственного жилищного надзора, который есть в каждом регионе. Это департаменты, отделы, инспектора и комиссии. Региональный жилищный надзор реализует обязанности как государственных, так и муниц. организаций.

В положении государственного надзора и в Жилищном Кодексе существует такой понятие, как общественный контроль. Организацию создают собственники жилья МКД. Такой компанией осуществляется надзор за законностью и правомерностью деятельности, которая реализуется уполномоченными лицами и организациями на разном уровне.

Функции надзора и контроля

Органы местного управления в сфере муниципального жилищного надзора выполняют следующие функции:

  • проверяют лицензии у соответствующих организаций;
  • оформляют пакет учредительных документов;
  • следят за своевременностью и качеством предоставляемых услуг гражданам;
  • проверка качества работ, выполняемых подрядчиками;
  • выявление нарушений в деятельности УК и иных организаций ЖКХ;
  • вынесение предписаний и наложение санкций по нарушениям, которые были выявлены в ходе проверки;
  • отслеживание того, как соблюдаются вынесенные предписания.

Контролирующие органы осуществляют следующие мероприятия:

  • классификация выявленных нарушений, которые определяются с помощью проверки на несоответствии деятельности компании в соответствии с действующим законодательством;
  • проведение проверок, которые были запланированы, а также внеплановых инспекций управляющих контор и иных подобных организаций;
  • вынесение решения на основании проведенных проверок;
  • ревизия организаций ЖКХ, привлечение к ответственности всех виновников указанных нарушений.

Проверки органами контроля и надзора планируются на год и проводятся по порядку. Внеплановые инспекции осуществляются на основании жалоб граждан.

Основания для проверок

Плановые проверки проводятся по истечению года со дня начала деятельности любых организаций, которые осуществляют управление общим имуществом собственников жилья многоквартирного дома. Инспекция также осуществляется ежегодно со дня окончания проведения плановых проверок соответствующих компаний.

Внеплановые проверки осуществляются на основании претензий граждан к управляющим конторами или получения информации о следующих нарушениях:

  • выбор организации, которая осуществляет управление общим имуществом владельцев жилья МКД;
  • заключение соглашения об управление общим имуществом с УК;
  • утверждение условий и заключения договора управления;
  • неправильное содержание общей собственности;
  • нарушение использования территории, расположенной возле многоэтажного дома или мест общего пользования;
  • несвоевременное или некачественное проведение текущего и капитального ремонта мест общего пользования и инженерных коммуникаций;
  • необоснованное повышение тарифов на коммунальные услуги.

Органы контроля и надзора создаются с целью защиты прав граждан в сфере коммунального хозяйства. Организации осуществляют свою деятельность на основании соответствующих законов. Они следят, чтобы населению качественно и своевременно были предоставлены коммунальные услуги.

В их компетенцию также входит контроль за установленными тарифами. В случае необоснованного повышения таковых организации имеют право применить соответствующие санкции в адрес нарушителей.

Организации осуществляют проверки управляющих компании и иных подобных организаций с целью предупреждения и выявления нарушений. Они контролируют выполнение текущего и капитального ремонта.

Обратите внимание

Любой гражданин, который является собственником квартиры или снимает жилье по договору социального найма, может подать жалобу в эти организации и на ее основании будет проведена проверка. Если будут выявлены нарушения, виновных накажут, а гражданин получит соответствующую компенсацию.

Источник: https://okommunalke.ru/dokumenty/zhilishhnyj-nadzor-i-kontrol

Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль

Энциклопедия МИП » Жилищное право » Жилищный фонд » Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль

Регламенту работы контролирующих органов посвящена статья 20 ЖК.

Содержание

Такое понятие как надзор со стороны государства обозначает функцию специально созданных инспекций или других органов осуществлять постоянное наблюдение за точностью соблюдения законности в определенной сфере деятельности. Государственный жилищный надзор выполняет свои задачи в области защиты жилищных прав населения.

Функции и обязанности, которые возложены на государственный жилищный надзор, прописаны в Жилищном Кодексе РФ.

Регламенту работы контролирующих органов посвящена статья 20 данного Кодекса, согласно которой основные обязанности по проведению проверки фактов нарушения законности должны исполнять государственные организации в виде отделов и департаментов, входящих в структуру исполнительных органов власти.

Муниципальный жилищный контроль и государственный жилищный надзор

Муниципальный жилищный контроль, функции которого регламентируются в той же 20 статье ЖК РФ, создается как самостоятельный отдел в местном самоуправлении, жилом поселении или при сельском совете.

Орган муниципального жилищного контроля выполняет свои функции, контролируя соблюдение законности по отношению к объектам жилищного фонда муниципального коммунального хозяйства.

Регламент деятельности, которым руководствуется муниципальный жилищный контроль, устанавливается на уровне обязанностей отдельных субъектов, входящих в Российскую Федерацию.

Организация строится по территориально-функциональному принципу, т.е. региональный департамент делится на отделы, каждый из которых отвечает за определенную функцию, и имеет подчиненные службы и отделы в муниципальных образованиях. На практике региональный государственный жилищный надзор совмещает обязанности государственных и муниципальных организаций.

Главный государственный жилищный инспектор и его полномочия

Составление плана, координацию деятельности и порядок осуществления государственного жилищного надзора осуществляет главный государственный жилищный инспектор, назначаемый правительством Федерации.

Он контролирует выполнение обязанностей территориальных и муниципальных образований (департаментов и отделов), утверждает планы, и организует работу путем направления актов, указаний, методических рекомендаций и разъяснений, получения информации от местных департаментов и инспекторов. Во исполнение своих контролирующих функций главный государственный инспектор имеет право составлять протоколы по фактам административных нарушений в жилищной сфере, направлять акты и предписания, обязывающие устранить выявленные нарушения в жилом фонде, назначать и освобождать от должности руководителей региональных департаментов, комиссий и отделов.

Предмет проверки жилищного надзора

Жилищный Кодекс РФ и положение о порядке осуществления муниципального жилищного контроля определяют основные принципы работы департаментов и отделов надзора и контроля.

Среди них дается определение предмета проверки. Основные обязанности контролирующих отделов и организаций состоят в выявлении нарушений обязательных для исполнения требований законодательных органов федерального и регионального значения в жилищной сфере.

В перечень вопросов, подлежащих проверке, входит:

  • законность и соблюдение регламента выборов организации для управления жизнедеятельностью многоквартирных домов;
  • принятия решений по вопросам создания ТСЖ, разработки устава и прочих актов, определяющих регламент деятельности;
  • выявление нарушений в деятельности лиц, исполняющих функции управляющих в многоквартирном жилом фонде.

Весь порядок осуществления муниципального жилищного контроля строится на проведении проверок, выявлении и требовании устранения нарушений путем составления актов, а также привлечении виновных лиц к мерам административной ответственности.

Основания для включения плановой проверки

Инспекция государственного жилищного надзора и аналогичные муниципальные отделы и департаменты для своей деятельности составляют план проверок, в котором определяют перечень лиц, подлежащих проверке в текущем году. Для включения в такой план контрольной деятельности необходимо, чтобы соблюдался годовой диапазон с момента:

  • От первого дня деятельности лица, выполняющего обязанности управляющего многоквартирным жилым фондом. Для этого все лица, производящие работу в этой сфере, направляют уведомления в службы надзора о дате начала своей деятельности.
  • От даты, когда на учет муниципального реестра поставлен дом социального использования, в котором наймодатель попадает в категорию проверяемых лиц.
  • От предыдущей проверки по плану или внеплановой, если деятельность ответственных лиц и проверяемых объектов длится более одного года.

План проверок, который разрабатывает орган государственного жилищного надзора, включает все категории субъектов, охватывая весь перечень юридических и физических лиц, работающих в сфере жилищных отношений и жилого фонда.

Основания для включения внеплановой проверки

Регламент, по которому работает государственный жилищный надзор, кроме проведения проверок в соответствии с планом, включает такой пункт как проверки внеплановые.

Регламент проведения мероприятий вне плана в качестве оснований указывает:

  • заявления, жалобы и обращения, поступившие в отдел или департамент от граждан или лиц — субъектов хозяйственной деятельности, в которых приводятся факты нарушений или злоупотреблений в вопросах создания, регистрации или деятельности управляющих многоквартирными домами;
  • акты о невыполнении предписаний, выданных ранее контролирующим отделом для устранения выявленных фактов нарушения законодательных норм;
  • составленные акты о принесении вреда здоровью или жизни граждан, связанные с нарушением жилищного законодательства.

Основные нарушения, по которым объявляются проверки, не включенные в план деятельности:

  • отступление от утвержденного регламента создания объединений владельцев жилья, разработки или внесения изменений в уставных документах, выборов управляющих и заключения с ними договоров и актов на выполнение возложенных обязанностей по содержанию жилого фонда;
  • неправомерные решения и деяния лиц, управляющих многоквартирными домами, в вопросах управления и содержания жилого фонда, проведения ремонтных работ, необоснованного изменения ставок оплаты за оказание коммунальных услуг и так далее.
Читайте также:  Срок службы панельного дома

Внеплановые проверки не включаются в годовой план контролирующих отделов, проводятся внезапно, без предварительного уведомления проверяемых и согласования с органами прокуратуры выхода инспекторов на проверяемый объект.

Права жилищного инспектора и органов жилищного надзора

Положение о государственном жилищном надзоре содержит регламент, определяющий права жилищного инспектора, который разрабатывается в соответствии со статьей 20 Жилищного Кодекса РФ.

Жилищный инспектор, осуществляющий муниципальный жилищный контроль имеет право:

  • получать сведения от органов власти, отделов коммунального сектора и предпринимательских структур на свои запросы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
  • проходить на территорию любого объекта, подпадающего под определение многоквартирного жилого фонда, предъявив удостоверение и приказ о проведении проверки;
  • проводить обследование, испытательские работы, назначать экспертизу или мероприятия по расследованию;
  • составлять акты и предписания, в которых выдвинуто требование прекратить и исправить все выявленные факты нарушений, и по истечении шестимесячного срока согласно регламенту работы требовать отчет об их исполнении;
  • оформлять протоколы по вопросам административных правонарушений, заводить и рассматривать дела по нарушениям административного правопорядка в жилищной сфере;
  • при выявлении нарушений, влекущих уголовную ответственность, составлять акты и материалы, по которым соответствующими органами возбуждаются уголовные дела;
  • передавать в суд дела об отмене неправомерно принятых документов и договоров или ликвидации созданных объединений собственников жилья, о защите прав пользователей или собственников жилого фонда.

Понятие общественного жилищного контроля

Положение о государственном жилищном надзоре и ЖК РФ предусматривают существование такого понятия как общественный жилищный контроль. В его функции входит организация контроля со стороны общественности за правомерностью и законностью деятельности, которую проводят уполномоченные лица и организации, входящие в систему государственных, региональных и муниципальных исполнительных органов.

Регламент деятельности общественного жилищного контроля базируется на принципах защиты интересов граждан, учитывает общественное мнение и дает оценку того, насколько добросовестно управление государственного жилищного надзора справляется со своими обязанностями.

Подводя итог, стоит отметить, что функции органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере жилищного права, не распространяются на организации, которые получили лицензию и осуществляют свои обязанности в роли управляющих в многоквартирных домах.

Здравствуйте!У меня проверяли батарей Муниципальное унитарное предприятие,а через неделю я получаю письмо с предупреждением, у меня комната переделана в кухню,имеют ли они право ,без составления акт,не предъявляя удостоверения,делать предупреждение и требовать показать документы на квартиру,и вообще прийти ко мне после установленного срока и обследовать квартиру?. То есть, я мастера запустила посмотреть греют батарей или нет ,а она попутно ещё и обследованием занялась моей собственности.Так написали ,что при обследовании жилого помещения…и т.д.

Елена Пастина04.12.2018 04:19

Здравствуйте! Обследование должно проводиться специальной комиссией с составление акта, который должен быть подписан членами комиссии и собственником. Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию — Промокод – «МИП».

Предтеченский Андрей04.12.2018 10:10

Задать дополнительный вопрос

Елена Пастина04.12.2018 07:50

Я собственник, имею право не пускать комиссию к себе в квартиру?

Здравствуйте! Если Вы не пустите комиссию,  то Вам грозит административная ответственность. Так же если у Вас была перепланировка, ее нужно узаконить. Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию — Промокод – «МИП».

Юренев Виталий Анатольевич04.12.2018 11:54

Задать дополнительный вопрос

Приходите на консультацию, мы Вам поможем.

Карпов Михаил Викторович05.12.2018 11:15

Задать дополнительный вопрос

УК взыскивает плату за жилье и коммунальные услуги через суд.но при этом не предоставляет квитанции (при обращении с заявлением в УК об их предоставлении) так как сильно завышены нормативы и пени.

Важно

Как произвести правильный расчет начисленой платы за жилье и коммунальные услуги.а также пени (если выписка из дела отличается от выписки взятой мной в УК и от 2 сохранившихся квитанций).

Также УК произвела начисления за 2 месяца(есть квитанции) после смерти человека-эта сумма также взыскивается?

Татьяна Викторовна06.11.2018 12:32

Здравствуйте! Вы можете ходатайствовать в суде об истребовании документов от управляющей компании. Так же Вам нужно предоставить свидетельство о смерти лица, чтобы не был начислен долг за два месяца. Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию — Промокод – «МИП».

Карпов Михаил Викторович06.11.2018 16:46

Задать дополнительный вопрос

Так и есть.

Королев Илья Владимирович07.11.2018 14:15

Задать дополнительный вопрос

Здравствуйте! Входит ли в функции муниципального жилищного контроля контроль состояния земельных участков, на которых расположен многоквартирный жилой дом?

Геннадий18.08.2017 14:41

Здравствуйте Геннадий! Согласно ст. 20 ЖК РФ, муниципальный жилищный контроль, осуществляется в отношении МКД, а не земельных участков.

Царюк Владимир Ростиславович21.08.2017 16:59

Задать дополнительный вопрос

Источник: https://advokat-malov.ru/zhilishhnyj-fond/gosudarstvennyj-zhilishhnyj-nadzor-municipalnyj-zhilishhnyj-kontrol-i-obshhestvennyj-zhilishhnyj-kontrol.html

Функции и компетенция муниципального жилищного контроля

К нам поступил вопрос или, скорее, даже просьба от одного из наших клиентов, рассказать, что такое муниципальный жилищный контроль, каковы его задачи и функции. Поэтому появилась такая тема для статьи. Просили — рассказываем.

Что такое муниципальный жилищный контроль

По сути, это деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, которые наделены полномочиями в соответствии с законодательством на организацию и проведение в своём субъекте РФ проверок, направленных на выявление соблюдения юридическими лицами и ИП предъявляемых к ним требований, согласно ч.1.1 ст.20 ЖК РФ.

Проще говоря, органы местного самоуправления ЖКХ могут проводить плановые и внеплановые проверки управляющих компаний на соответствие их деятельности нормам, правилам и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, федеральными законами и подзаконными актами (ст.17.1 ФЗ №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Также органы государственной власти субъектов РФ могут наделять законными правами органы местного самоуправления определёнными полномочиями для проведения проверок в рамках осуществления лицензионного контроля в отношении юридических лиц или ИП, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании лицензии (ч.1.1 ст.20 ЖК РФ).

Основания

Исполнение функции муниципального жилищного контроля осуществляется на основании:

Кем осуществляется муниципальный жилищный контроль

В соответствии с ч.2 ст.20 Жилищного Кодекса, муниципальный жилищный контроль относится к компетенции уполномоченных региональных органов исполнительной власти.

Также муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления.

При осуществлении муниципального жилищного контроля органы этого контроля взаимодействуют с региональным ГЖН.

Совет

Согласно ч.2.3 ст.20 ЖК РФ, главный государственный жилищный инспектор РФ координирует деятельность органов ГЖН и муниципального жилищного контроля при проведении контроля, включая лицензионный.

Назначение на должность и освобождение от неё главного государственного жилищного инспектора РФ осуществляется Правительством РФ на основании предложения уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.

Функции муниципального жилищного контроля

Функции муниципального жилищного контроля исполняются Администрацией города, округа или региона в лице муниципальных инспекторов.

В их число входит:

  • проверка соблюдения гражданами, юридическими лицами и ИП на территории субъекта РФ обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными и региональными законами в сфере ЖКХ;
  • выдача предписаний при выявлении нарушений вышеописанных требований;
  • подготовка материалов для направления в надзорные органы (ГЖИ).

Все действия муниципальных инспекторов регламентированы Жилищным Кодексом РФ.

Основания для проверок

В соответствии с ч.4.1 ст.

20 ЖК РФ, основанием для проведения ежегодных плановых проверок является истечение одного года со дня:

  • начала осуществления юридическим лицом или ИП деятельности по управлению МКД и оказания услуг/выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме согласно представленного в орган ГЖН уведомления о начале упомянутой деятельности;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или ИП, осуществляющего деятельность по управлению МКД на основе соответствующей лицензии.

Согласно ч.4.2 ст.20 ЖК РФ, основаниями для проведения внеплановой проверки является ч.2 ст.10 ФЗ №294 от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Кроме того, внеплановые проверки могут быть инициированы поступлением, в частности через ГИС ЖКХ, в орган ГЖН или муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, ИП, юридических лиц, информации от органов государственной власти, местного самоуправления, а также выявление в системе информации о фактах нарушений требований:

  • о выборе управляющей компании;
  • решения о заключении с УК договора управления (ч.1 ст.164 ЖК РФ);
  • порядка утверждения условий ДУ и его заключения;
  • порядка содержания общего имущества и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в МКД на основании заключённого договора;
  • обязательств УК, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ;
  • применения предельных индексов изменения размера вносимой населением платы за КУ.

Вся поступившая в орган ГЖН по обычной или электронной почте, а также посредством ГИС ЖКХ информация является официальной и подлежит проверке. Поэтому внеплановая проверка по вышеперечисленным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного оповещения проверяемой управляющей компании.

Полномочия муниципальных жилищных инспекторов

Муниципальные жилищные инспекторы, в порядке, установленном законодательством РФ (ч.5 ст.

Читайте также:  Как экономить воду при наличии счетчика

20 ЖК РФ), имеют право:

  • запрашивать и получать на основании обоснованных письменных обращений от органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц, ИП и граждан информацию и документацию, необходимую для проверки соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
  • беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа/распоряжения руководителя (его заместителя) органа ГЖН, муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней МКД, помещения общего пользования в жилых домах; (с согласия собственников помещений) жилые помещения и проводить их обследования, исследования, испытания, расследования, экспертизы и прочие действия по контролю, а также определять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения о выборе УК, заключения с УК договора управления и соблюдения условий данного ДУ;
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, касающихся соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
  • рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать меры по недопущению таких нарушений;
  • направлять в уполномоченные органы информацию по нарушениям обязательных (лицензионных) требований для возбуждения уголовных дел (при наличии признаков совершённых преступлений).

Полномочия органа ГЖН и муниципального жилищного контроля

Данные ведомства могут обратиться в суд с заявлениями (ч.6 ст.

20 ЖК РФ):

  • о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в МКД, если были выявлены нарушения требований Жилищного Кодекса;
  • о признании договора управления МКД, договора оказания услуг/выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме недействительными, если в установленный срок не было исполнено предписание об устранении нарушений требований ЖК РФ о выборе УК, утверждении условий договора управления и его заключении;
  • для защиты прав, свобод и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений в МКД на основании их обращений при выявлении нарушений обязательных (лицензионных) требований управляющими компаниями.

ВАЖНО! Согласно ч.7 ст.20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не проводится в отношении управляющих компаний, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании соответствующей лицензии.

Общественный жилищный контроль может проводиться для обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Субъектами такого контроля могут быть общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы МКД и прочие заинтересованные лица по законодательству РФ (ч.8 ст.20 ЖК РФ).

Это всё, что касается темы муниципального жилищного контроля. Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией.

Также мы помогаем управляющим компаниям заполнять сайты Реформа ЖКХ и ГИС ЖКХ. Мы всегда рады вам помочь!

Источник: https://roskvartal.ru/deyatelnost-uk/6214/funkcii-i-kompetenciya-municipalnogo-zhilischnogo-kontrolya

Государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль: теория, практика и проблемы взаимодействия

МУНИЦИПАЛИТЕТ: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ НАДЗОР И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ КОНТРОЛЬ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Истомин В.Г.

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой частного права Уральского института управления -филиала, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской

Федерации (Россия), 620990, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 марта, д. 66, к. 49, valeriy.istomin@uapa.ru

УДК 347.254

ББК 67.404.212.47-32

Цель. Охарактеризовать государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль, сферу их осуществления и характер полномочий соответствующих органов, дать оценку действующего законодательства.

Методы. В ходе исследования проанализированы юридическая доктрина и правовые нормы, касающиеся государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля, выделены общие черты и особенности данных процедур, показаны отдельные проблемные аспекты их осуществления.

Результаты и практическая значимость.

На основе проведенного анализа делается вывод, что действующее в настоящее время законодательство недостаточно четко регламентирует правовой режим муниципального жилищного контроля, возникает проблема дублирования полномочий органов и сферы осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля, а также отсутствия механизма реализации отдельных полномочий органов муниципального жилищного контроля. Полученные результаты могут быть использованы в правотворческой и правоприменительной деятельности.

Научная новизна. Научная новизна заключается в исследовании проблем, возникающих при толковании и применении законодательства о государственном жилищном надзоре и муниципальном жилищном контроле, в результате автором высказывается предложение о создании единой федеральной службы жилищного надзора.

Обратите внимание

Ключевые слова: государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль, полномочия.

STATE HOUSING SUPERVISION AND CONTROL OF MUNICIPAL HOUSING: THEORY, PRACTICE AND PROBLEMS OF INTERACTION

Istomin V.G.

Candidate of Science (Law), Associate Professor, Head the Department of Private Law of the Ural Institute of Management-branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia), 66, 8 marta St., of. 49, Yekaterinburg, Russia, 620990, valeriy.istomin@uapa.ru

Purpose. To characterize the state housing supervision and control of municipal housing, the scope of their implementation and the nature of the powers of relevant bodies, to assess the current legislation.

Methods. The study analyzed the legal doctrine and the law relating to public housing supervision and control of municipal housing, allocated general and specific features of these procedures, some problematic aspects of their implementation are shown.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-zhilischnyy-nadzor-i-munitsipalnyy-zhilischnyy-kontrol-teoriya-praktika-i-problemy-vzaimodeystviya

Государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль. Учебное пособие

Пособие адресуется руководителям, специалистам и всем тем, чья профессиональная деятельность связана с жилищным и коммунальным хозяйством. Законодательство приводится по состоянию на ноябрь 2015 г.

При написании пособия были использованы материалы докладов, сделанные на учебных курсах «Государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль» П. А. Жбановым, Е. Б. Костюхиным, И. П. Маликовой, С. В. Разворотневой, Е. П.

Солнцевой, Н. П. Умняковой и др.

19.03.2013 Муниципальный жилищный контроль

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ КОНТРОЛЬ

ПараметрЗначение
Автор(ы) Качаев Руслан Иванович, Кальгин Александр Анатольевич

«СкидкаГИД» — это сервис сравнения цен в магазинах, кэшбэк сервис и помощь в выборе товаров, посредством подборки видео обзоров, отзывов и сравнения товаров.

Большинство магазинов, представленных на сайте, осуществляют доставку по России, поэтому выгодно пользоваться онлайн заказом на сайте этого магазина (доставляются ли заказы в ваш регион, можно узнать на сайте выбраного магазина). Чтобы купить выбранный товар, необходимо кликнуть кнопку «купить» на против выбранного магазина и продолжить покупку на сайте этого магазина.

Чтобы получить кэшбэк выполните теже действия предварительно зарегистрировавшись.

Цена от 241 руб до 289 руб в 3 магазинах

МагазинЦенаНаличие
Лабиринт 5/5 Наличные, б/н, visa, qiwi, webmoney, я.деньгиКэшбэк до 7%
Читай-город 5/5 Кэшбэк до 6.3%
Буквоед 5/5 Минимальная сумма заказа 100 рублейКэшбэк 3.5%
OZON 5/552246 отзывов Быстрая доставка!

Заказывайте он-лайн и получайте часть денег обратно, подробнее..

  • Евпатория
  • Керчь
  • Севастополь

Муниципальное управление Проспект

Категория 192 р. — 289 р.

Все Муниципальное управление Проспект »

Муниципальное управление в Симферополе

Категория 192 р. — 289 р.

Муниципальное управление: другие издатели

Источник: https://xn--e1afkclaggf6a2g.xn--80agbcqdjc3d.xn--p1ai/tovar/1777712_gosudarstvennyiy-jilischnyiy-nadzor-i-munitsipalnyiy-jilischnyiy-kontrol-uchebnoe-posobie-prospekt.html

Муниципальный жилищный контроль – есть ли польза?

С целью контроля соблюдения положений Жилищного Кодекса РФ и других нормативных актов, касающихся отрасли ЖКХ, на разных уровнях власти формируются специальные надзорные органы, начиная с муниципальных образований и заканчивая государственными. С начала 2013 г. указанные функции местного масштаба возложены на муниципальный жилищный контроль, действующий как независимый отдел в ОМС или входящий в состав структурных подразделений жилищно-коммунального хозяйства.

Как работает муниципальный жилищный контроль

Соблюдение законодательства в сфере ЖКХ на муниципальном и федеральном уровне контролируется разными надзорными органами. С 2013 года на местах этой работой занимаются муниципальные жилищные инспекции. Они могут входить в структуру органов местной власти или действовать в качестве независимых подразделений.

Что такое муниципальный жилищный контроль (МЖК)

Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность, связанная с регулярными проверками работающих в ЖКХ субъектов на соблюдение отраслевого законодательства.

Основная задача – ведение контроля в отношении тех, кто управляет многоэтажными домами.

Для управляющих организаций, которые могут работать только после оформления разрешительных документов, это будет лицензионный контроль.

Важно

В зависимости от количества жителей в муниципалитете осуществлением МЖК может заниматься как целый отдел, так и единственный инспектор по жилищным вопросам.

Работа контролеров заключается в следующем:

— проверять соблюдение законов;

— при фиксации нарушений – выдавать предписания, назначать сроки устранения и отслеживать результаты;

— проводить повторные проверки по выданным ранее предписаниям;

— готовить документацию о правонарушениях для последующего привлечения нарушителей к ответственности, в том числе, через суд.

Жилищный контроль на уровне муниципалитета тесно работает с действующими в регионе подразделениями государственного жилнадзора. Основные моменты, касающиеся ведения МЖК, описаны в ст. 20 ЖК РФ.

Контролеры могут проводить плановые и внеплановые проверки. Выполняются они по строго установленным правилам – по графику, с подготовкой локального приказа и в определенные сроки. Управляющую организацию могут впервые проверить только после того, как истечет 1 год с момента начала ее работы. Следующая плановая проверка возможна только через год со дня окончания предыдущей.

Для назначения внеплановых проверочных действий должны быть законные основания. Они появляются, если:

— обращаются или жалуются граждане (обычно имеются в виду жильцы) и организации (например, арендаторы);

— госорганы передали сведения о нарушениях;

— инспекторы сами обнаружили нарушения законодательства.

О плановых проверках УК обязательно предупреждаются. Внеплановые действия не нуждаются в оповещении, равно как и в согласовании с прокуратурой.

Если жильцы жалуются на некачественную работу управляющей организации, то по первой такой заявке внеплановой проверки проводиться не будет.

Для начала от заявителя требуется обратиться в саму УО, и только в случае игнорирования его требований можно подключать представителей жилищного надзора и жилищного контроля.

Организации МЖК рассматривают поступающие обращения в течение 20 дней. Указанного времени достаточно для того, чтобы:

Читайте также:  Расчет тепловых потерь в тепловых сетях

— убедиться в целесообразности проверки;

— перенаправить бумагу управляющей компании;

— отказать заявителю в письменной форме и с обоснованием.

Виды жилищного контроля

В России контроль организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, имеет трехуровневую структуру.

1 уровень. Организации, занимающиеся общественным жилищным контролем, в том числе, НКО. В МКД этим часто занимается домовой совет, и жильцы в первую очередь обычно обращаются именно к его представителям. Сюда же относятся различные организации, защищающие права потребителей.

2 уровень. Муниципальные контролеры, работающие на местном уровне – в своих городах и районах. Эти представители местных администраций не только рассматривают жалобы потребителей и контролируют деятельность УК и РСО, но и решают вопросы, связанные с:

— межеванием земли вокруг многоэтажек;

— переводом жилья в нежилые площади;

— согласованием реконструкций и перепланировок в МКД;

— заключением договоров соцнайма;

Совет

— порубкой деревьев в жилом секторе и так далее.

3 уровень. Госжилинспекция, которая занимается государственным жилищным надзором и лицензионным контролем. В первой части в задачи ГЖИ входит предупреждение, обнаружение и пресечение правонарушений, связанных с предоставлением ЖКУ. В рамках лицензионного контроля инспекторы следят за тем, чтобы работа УО велась без нарушения условий лицензирования.

ГЖИ и органы МЖК подчиняются Главному государственному жилинспектору России.

Тарифами на ЖКУ в каждом регионе занимается орган со своим названием. К примеру, это может быть управление, служба, департамент или комиссия по тарифам и ценам.

  • Жалоба в жилищную инспекцию на УК, ТСЖ и соседей

Полномочия МЖК

Согласно статьи 20 ЖК РФ при осуществлении муниципального жилищного контроля выполняющие его сотрудники могут:

— запрашивать сведения от организаций в рамках проверочных действий;

— осматривать помещения в МКД, относящиеся к общей собственности;

— осматривать квартиры с разрешения их владельцев;

— определять состояние имущества путем экспертиз и другими доступными способами при наличии соответствующих полномочий;

— проверять документацию УК, протоколы общедомовых собраний, договоры и прочие бумаги;

— выносить предписания по результатам проверок;

— оформлять протоколы в случае административных правонарушений, связанных с несоблюдением лицензионных требований;

— передавать правоохранительным органам информацию о преступных действиях представителей УО с дальнейшим расследованием и судебным разбирательством по уголовной статье;

— привлекать к совместной работе прокуратуру, местную администрацию, Роспотребнадзор и прочие контролирующие органы.

Часто все происходит в обратном порядке – сначала подается жалоба в прокуратуру или иной орган, и только потом начинается проверка со стороны муниципального жилищного контроля, специалисты которого обладают необходимыми знаниями для решения подобных вопросов.

При проверке УО обязательно обращается внимание на следующие моменты:

— есть ли у организации лицензия на управление МКД;

— насколько корректно оформлены учредительные документы;

— как используется общедомовое имущество и окружающая дом территория;

— в каком состоянии находятся помещения с точки зрения санитарии. Осматривается и та часть общей собственности, которая принадлежит муниципалитету;

— насколько полно проводятся сезонные работы по подготовке многоэтажки к лету или холодному времени года;

— соблюдаются ли правила безопасного обращения с газовыми магистралями и оборудованием;

— насколько полно, качественно и своевременно предоставляются ЖКУ;

— насколько своевременно и качественно выполняются работы по поддержанию дома в надлежащем состоянии.

Контролер МЖК также может:

— организовывать общедомовое собрание с целью выбора новой УК и разрыва отношений со старой, если она выбрана с нарушениями или не имеет права заниматься подобной деятельностью;

— запускать проверки по сведениям о нарушениях в работе управляющей организации, поступающим из разных источников;

— контролировать соблюдение законодательства при заключении договоров социального найма.

Органы муниципального жилищного контроля могут подавать судебные иски для запуска разбирательств, в ходе которых будут решаться следующие вопросы:

— аннулируются решения общедомовых собраний, если нарушены положения ЖК РФ;

— признаются недействительными заключенные договоры управления и другие соглашения, если УК выбирали с нарушением правовых норм и недостатки к моменту заключения соглашения исправлены не были;

— отстаиваются интересы собственников жилья, если УО не соблюдает условия лицензирования.

Задачей МЖК является не только вскрытие нарушений и наложение взысканий. Контролеры также занимаются предотвращением действий, которые могут спровоцировать негативные последствия.

В рамках жилищного контроля и жилищного надзора на уровне муниципалитета управляющие компании далеко не всегда выступают в роли проверяемых, в работе которых ищут нарушения.

УК могут получать пользу от деятельности МЖК, так как одной из его задач является регулирование отношений между всеми участниками процесса:

— жильцами;

— управляющими организациями;

— ресурсоснабжающими организациями;

— районными коммунальными службами.

Сроки и порядок работы муниципального жилищного контроля в каждом случае определяются принятым на месте административным регламентом. В нем указываются:

— нормативные акты, описывающие деятельность контролеров;

— обязанности и полномочия инспекторов при выполнении МЖК;

— обязанности лиц, в отношении которых проводятся контрольные мероприятия.

Источник: https://www.gkh.ru/article/102266-munitsipalnyy-jilishchnyy-kontrol

Жилищной сфере – надзор и контроль – Информационный портал Новый Крым

Побывав на очередной встрече начальника Инспекции по жилищному надзору, главного государственного жилищного инспектора РК Ирины Кондратюк (на фото) с журналистами в МИА «Россия сегодня», понимаешь: тема ЖКХ уже давно перекочевала в разряд «вечных». Навести порядок в этой сфере оказалось значительно сложнее, чем многие ожидали. 

Добро пожаловаться

Инспекция по жилищному надзору – именно то место, куда можно пожаловаться на «нехорошую» управляющую компанию. Таковых, судя по количеству обращений (около трёх тысяч жалоб с начала 2016 года), в Крыму хватает.

Обратиться, конечно, можно, но, как заметила Ирина Кондратюк, не всякое, даже самое возмущённое, письмо может стать поводом для проверки.

– Для того чтобы иметь основания для проверки, необходимо получить информацию, которая бы свидетельствовала о нарушениях того или иного нормативного акта, – подчеркнула начальник жилинспекции.

– К примеру, в многоквартирном доме залит подвал, нет освещения, лестничные клетки не убираются.

В общем, должен быть зафиксирован факт неисполнения хотя бы одной из обязательных двадцати восьми услуг.

Обратите внимание

Что касается возможности вообще разорвать договор с нерадивой управляющей компанией, то собственники могут сделать это в одностороннем порядке, если УК была дважды оштрафована за нарушения по содержанию их дома.

– Если управляющую компанию уже второй раз оштрафовали за недобросовестное исполнение своих обязательств, дом автоматически исключается из реестра лицензии УК, а собственники получают полное право расторгнуть договор и выбрать другую компанию, – уточнила Кондратюк.

Дальше – больше: если управляющая компания таким образом потеряет 15 процентов обслуживаемых площадей, то её вообще лишат лицензии. Однако случаев одностороннего расторжения договоров с УК и, тем более, лишения лицензии в республике ещё не зафиксировано.

Требования к управляющим компаниям ужесточили

По информации Ирины Кондратюк, на сегодняшний день в Республике Крым насчитывается 166 организаций, имеющих лицензии на управление многоквартирными домами. Однако в настоящее время только 89 из них заключили договоры управления. В чём причина?

– Сегодня ужесточены лицензионные требования к управляющим организациям, – пояснила Ирина Владимировна.

– В частности в отношении нарушителей лицензионных требований по содержанию домов предусмотрены солидные штрафные санкции: от 250 тысяч рублей – для управляющих компаний, 40–50 тысяч – для товариществ собственников жилья, а для руководителей управляющих организаций – 4–5 тысяч рублей.

Также проводим мониторинг с целью обнаружения договоров, которые заключены управляющими организациями некачественно или неполно. В настоящее время есть уже порядка тысячи таковых, и жилищная инспекция проверяет эти документы.

По словам Кондратюк, хотя подконтрольное ей ведомство и проводит сегодня очень много проверок, злостных нарушителей на территории Крыма на данный момент не выявлено. В основном это выполнение предписаний и штрафы, наложенные на руководителей.

Взысканные суммы (порой достаточно солидные) уже поступили в местные бюджеты. Гораздо больше претензий к протоколам собраний по выбору способа управления многоквартирным домом.

Сегодня в судах находится большое количество исковых заявлений о признании таких протоколов недействительными.

Что касается «прописки» обладателей лицензий, то с материка прибыло всего 10 процентов из них. Остальные – свои, крымские. Но наличие даже столь небольшого количества «пришельцев» главного госжилинспектора республики, скорее, радует:

– Они играют положительную роль в формировании рынка таких услуг в Крыму, поскольку изначально у нас не было достаточно УК, чтобы люди имели большой выбор. А зашедшие с материка компании создают такую конкуренцию, – подчеркнула Кондратюк.

«Бесхозных» домов – около полутысячи

Ещё одна негативная особенность Крыма – в том, что на сегодняшний день из 14,8 тысяч имеющихся в республике многоквартирных домов (МКД) на обслуживании управляющими организациями находится всего 8,5.

Около тысячи МКД выбрали форму товарищества собственников жилья (ТСЖ). Более четырёх тысяч домов, в которых менее 30 квартир, заключили договоры подряда по выполнению услуг.

А почти пятьсот многоэтажек пока остаются вообще без управления.

– По этим домам уже объявлены открытые конкурсы, – пояснила начальник инспекции по жилищному надзору.

– Проблема тут в самих собственниках, которые до сих пор не определились со способом управления домом и поэтому пока оплачивают услуги содержания, а не управления. Многих не устраивают тарифы, другие нюансы.

Однако надо понимать, что дом в любом случае будет передан в управление победителям конкурса. И тарифы на обслуживание дома в данном случае утверждают уже не жильцы на собрании, а местные администрации.

Источник: http://www.newc.info/articles/20715/

Ссылка на основную публикацию