Несанкционированное вмешательство в работу прибора учета воды

Несанкционированное вмешательство в работу счетчика воды

Многие задумывались о возможностях экономии на оплате коммунальных услуг за счет корректировки показаний приборов учета воды и энергии с помощью различных устройств.

Для грамотной оценки ситуации и рисков необходимо иметь представление о том, как работает система надзора в этой сфере.

Разберемся, чем может грозить самовольное вмешательство в работу приспособления для учета и каким образом можно обнаружить вторжение в водяной и электросчетчик.

Что понимается под несанкционированным вмешательством

Любое нарушение целостности корпуса, заводских и контрольных пломб и самостоятельная модификация счетчиков на воду служит основанием для подозрений фальсификации показаний и установления факта несанкционированного вторжения. Собственники жилья и потребители ресурсов обязаны обеспечивать сохранность измерителя, содержать их в удовлетворительном виде.

Как фиксируется факт нарушения

Исполнитель от имени управляющей компании или ТСЖ в ходе регулярных проверок имеют право устанавливать на ИПУ пломбы, индикаторы и электрические устройства, регистрирующие инциденты нарушения целостности и работоспособности измерительных приборов.

При установлении указанных признаков уполномоченное лицо от УК оформляет акт незаконного вмешательства в работу прибора учета. Впоследствии он служит основанием для доначисления платы пользователю за коммунальную услугу водоснабжения. Аналогичным образом осуществляется и контроль за счетчиками электроэнергии.

Содержание акта несанкционированного вмешательства

Документ, подтверждающий факт несоблюдения норм эксплуатации, подписывается двумя сторонами и должен содержать сведения, указанные ниже:

  • дата и место проведения проверки;
  • обстоятельства и описание дефекта;
  • перечень лиц, принимавших участие в осмотре;
  • аргументы, объяснения пользователя или собственника по факту выявленного вторжения.

Пользователь ресурсов, допустивший нарушение, вправе отказаться от заверения подписью документа. Исполнитель должен поставить соответствующую пометку.

Собственник вправе обжаловать правомерность применения санкций и попытаться опровергнуть факт нарушения в суде. Однако практика показывает, что в большинстве ситуаций доказательств бывает достаточно для неудовлетворения требований истца.

Как производится перерасчет платы

По результатам фиксации незаконного вмешательства потребителя в работу ИПУ пользователь должен будет оплатить стоимость коммунальных услуг по нормативным показателям за период нарушения в десятикратном размере. Такая мера регламентирована одной из последних версий Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Правительством РФ.

Если данные о проживающих в помещении лицах отсутствуют, расчет нормативных показателей потребления производится, исходя из количества собственников.

Для наглядности приведем пример перерасчета стоимости услуг за максимально возможный период.

Обратите внимание

Господин N, проживающий с семьей в типовом многоэтажном доме, оборудованном измерителями, смонтировал магнитные устройства на счетчик ГВС, допустив нарушение целостности корпуса. 01 марта 2018 года плановая проверка зафиксировала инцидент незаконного вмешательства. По результатам был составлен акт и сделан перерасчет.

В квартире зарегистрированы N, его супруга, двое детей и теща. Региональная тарифная ставка ГВС составляет 29 руб. Основываясь на указанных данных, рассчитаем сумму, которая была рассчитана владельцу квартиры за услугу водоснабжения в десятикратном размере:

5 куб. м/чел. * 5 чел. * 29 руб./куб. м * 3 мес. * 10 = 21 750 руб.

Сумма получилась внушительной. Сопоставима ли она с экономией от применения магнитных устройств с учетом их стоимости? Ответ для многих будет отрицательным. А если добавить к сказанному постоянный эмоциональный дискомфорт от необходимости скрывать махинации от поставщика ресурсов – вывод становится еще более очевидным.

Как избежать наказания

Иногда потребителям приходится платить по причине неосведомленности о некоторых тонкостях установки и эксплуатации приборами учета воды. Ярким примером служит замена счетчиков водоснабжения и электроэнергии.

Необходимо заблаговременно уведомить ресурсоснабжающую организацию о своих планах – не позднее, чем за 2 рабочих дня. Представителям предприятия, осуществляющего расчеты, необходимо успеть зафиксировать показания ИПУ до начала их демонтажа.

Иначе у компетентных органов будут основания расценить операцию как несанкционированное вмешательство.

При проведении сравнительных расчетов возможной экономии и теоретической оценке рисков обнаружения незаконного вмешательства в работу приборов учета становится очевидной нерациональность попыток фальсификации показаний. Обвинительная процедура неприятна и унизительна. А десятикратный размер платы за пользование ресурсами делает ее еще и экономически необоснованной.

Источник: https://okommunalke.ru/schetchiki/nesanktsionirovannoe-vmeshatelstvo

Какой выпишут штраф за вмешательство в работу счетчика воды? Разъяснение и практический пример от жилищного надзора

24.11.2017

Вода / Счетчики холодной и горячей воды

Какие санкции грозят собственнику квартиры, если в ходе проверки обнаружится (настоящее или мнимое) вмешательство в работу счетчика воды? Публикуем разъяснения Департамента жилищного и строительного надзора Свердловской области по этому вопросу

Счетчики воды: как распределяются обязанности собственника квартиры и управляющей компании?

В соответствии с требованиями пункта 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.

2011 № 354 (далее – Правила № 354), учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Важно

Обеспечение оснащения жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена возлагается пунктом 81 Правил № 354 на собственника соответствующего помещения.

При этом, согласно требованиям пункта 82 Правил № 354 исполнитель коммунальных услуг (управляющая организация) обязан:

— проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;

— проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют непосредственно жители).

Указанные проверки должны проводиться исполнителем коммунальных услуг (управляющей организацией) не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.

Вместе с тем, пунктом 84 Правил № 354 предусмотрена обязанность исполнителя коммунальных услуг по проведению проверки, предусмотренной пунктом 82 Правил № 354, при непредставлении потребителем (собственником помещения или лицом, пользующимся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, потребляющим коммунальные услуги) исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд в срок не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Обращаем внимание, что в соответствии с требованиями пункта 81 (11) Правил № 354 прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.

Как определяется: было ли вмешательство в работу счетчика?

В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель коммунальных услуг при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

В дальнейшем при проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:

— целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;

— наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;

— отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение данных требований, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета.

Совет

При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета.

При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги.

Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

Пример доначисление платы за воду из-за вмешательство в работу счетчика

Пример расчета доначисления платы за услугу «холодное водоснабжение» в жилом помещения, в котором зафиксирован факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, доступ к которому не может быть осуществлен без присутствия потребителя.

Иванов И. И. с женой и тремя детьми (5 проживающих и зарегистрированных потребителей) проживают в жилом помещении, которое находится в многоквартирном доме с централизованным холодным водоснабжением с ваннами длиной 1500 – 1700 мм;

— утвержденный тариф на холодную воду – 34,60 руб./куб. метр;

— утвержденный норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению (для многоквартирных или жилых домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением с ваннами длиной 1500 – 1700 мм) на одного человека в месяц составляет 4,85 куб. метр /чел.

Иванов И. И. допустил несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а именно, установил магниты на прибор учета холодной воды 20 июля 2017 года, при этом нарушив целостность пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;

факт указанного несанкционированного вмешательства в работу прибора учета был выявлен управляющей организацией 31 октября 2017 года при проведении проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию прибора учета холодной воды, что подтверждается соответствующим актом, при этом ранее указанная проверка проводилась 6 месяцев назад.

При данных условиях размер доначисления платы за холодную воду составит:

4,85 куб. метр /чел. * 5 человек * 34,60 руб /куб. метр * 3 месяца * 10 = 25171,50 руб., где,

— 4,85 куб. метр /чел. * 5 человек – объем, рассчитанный на основании норматива потребления холодной воды и количества потребителей за один месяц;

— 34,60 руб /куб. метр – стоимость 1 куб. метра холодной воды;

— 3 месяца – период несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, определенный в указанном размере в связи с тем, что вмешательство в работу прибора учета допущено 20 июля 2017 года (более 3 месяцев с момента установления факта несанкционированного вмешательства) и последняя проверка состояния приборов учета проведена 6 месяцев назад;

— 10 – повышающий коэффициент, установленный пунктом 81 (11) Правил № 354 в случае несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.

Таким образом, несанкционированное вмешательство в работу приборов учета коммунальных ресурсов приводит к значительному доначислению платы потребителю.

При отсутствии информации о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Читайте также:  Перевод апартаментов в жилое помещение

Департамент жилищного и строительного надзора Свердловской области в целях предотвращения имущественных споров между потребителями и управляющими организациями по вопросам доначисления платы в связи несанкционированным вмешательством в работу приборов учета коммунальных ресурсов рекомендует собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах обеспечивать сохранности и целостность приборов учета, контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также обеспечить отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Источник: https://energovopros.ru/novosti/2327/49011/

Верховный суд РФ: О несанкционированном подключении и вмешательстве в работу приборов учета

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации

от 20.12.2013 г.

№АКПИ13-1027

Об отказе в признании частично недействующим пункта 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354

в составе:судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.при секретаре Калугине Н.А.с участием прокурора Степановой Л.E.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тулиновой Л.В.

о признании частично недействующим пункта 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, установил:

пункт 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г.

№ 354 (далее — Правила), предусматривает, что при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее — несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан незамедлительно устранить (демонтировать) такое несанкционированное подключение и произвести доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.

Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения — по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления такого подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения.В случае если несанкционированное подключение потребителя к внутридомовым инженерным системам повлекло возникновение убытков у другого потребителя (потребителей), в том числе в виде увеличения начисленной ему (им) исполнителем и уплаченной им (ими) платы за коммунальную услугу, то такой потребитель (потребители) вправе требовать в установленном гражданским законодательством Российской Федерации порядке возмещения причиненных ему (им) убытков с лица, которое неосновательно обогатилось за счет такого потребителя (потребителей).

При обнаружении исполнителем факта несанкционированного вмешательства в работу индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, расположенного в жилом или нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний такого прибора учета, исполнитель обязан прекратить использование показаний такого прибора учета при расчетах за коммунальную услугу и произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу для потребителя исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности имеющегося ресурсопотребляющего оборудования (для водоснабжения и водоотведения — по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, указанной в акте проверки состояния прибора учета, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, до даты устранения такого вмешательства.

Если дату осуществления несанкционированного подключения или вмешательства в работу прибора учета установить невозможно, то доначисление должно быть произведено начиная с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное подключение или вмешательство в работу прибора учета.Тулинова Л.В. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим указанного нормативного предписания в целом, однако фактически оспаривает его в той мере, в которой при обнаружении организацией, предоставляющей коммунальные услуги, факта несанкционированного вмешательства в работу индивидуального прибора учета, расположенного в домовладении, повлекшего искажение показаний такого прибора учета, эта организация прекращает использование показаний такого прибора учета при расчетах за коммунальную услугу и производит перерасчет размера платы за коммунальную услугу для потребителя исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности имеющегося ресурсопотребляющего оборудования (для водоснабжения и водоотведения — по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, указанной в акте проверки состояния прибора учета, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, до даты устранения такого вмешательства.

Заявитель считает, что указанное нормативное положение имеет неясное содержание. Полагает, что понятие «несанкционированное вмешательство» в нем не определено, позволяет произвольно оценивать условия эксплуатации индивидуального прибора учета и впоследствии осуществлять перерасчет размера платы по правилам, изложенным в этом положении, которые, по его мнению, неправомерно предписывают производить этот расчет исходя из мощности имеющегося ресурсопотребляющего оборудования и его круглосуточной работы. В обоснование нарушения своих прав Тулинова Л.B. ссылалась на составление энергосбытовой компанией акта о неучтенном потреблении электроэнергии, объем которой рассчитан на основании пункта 62 Правил.

Источник: http://izhcommunal.ru/dir/sud_nesankcionirovannoe_podkljuchenie_i_vmeshatelstvo_v_rabotu_priborov_ucheta/21-1-0-979

Действия исполнителя при несанкционированном вмешательстве потребителя в работу прибора учета

При проверке ИПУ исполнитель коммунальных услуг в МКД (УО, ТСЖ, ЖК или ЖСК) выявил несанкционированное вмешательство в работу прибора учета.

При несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета нужно:

  • составить акт о несанкционированном вмешательстве;
  • пересчитать плату за коммунальную услугу;
  • потребовать внести доначисленную плату.

Такой порядок предусматривает пункт 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354).

Здесь собраны законопроекты, которые повлияют на работу УО, ТСЖ, ЖСК.

Этап 1. Составьте акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета

После проверки ИПУ сразу составьте акт в двух экземплярах. Укажите в нем:

  • дату, время и место составления;
  • обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка;
  • выявленное несанкционированное вмешательство и связанные с ним обстоятельства;
  • возражения (позиции) потребителя или его представителя в связи с вмешательством;
  • лиц, участвовавших в проверке и составлении акта.

Оба экземпляра подписывают потребитель и представитель исполнителя, который провел проверку.

Такой порядок предусматривают абзац 7 пункта 81(11), пункт 85(1) Правил № 354.

Один из экземпляров передайте потребителю. Например, вручите или направьте заказным письмом (п. 85(2) Правил № 354).

Этап 2. Пересчитайте плату за коммунальную услугу после  несанкционированного вмешательства в работу ИПУ

Произведите перерасчет платы за коммунальную услугу, которую затронуло несанкционированное вмешательство (абз. 6 п. 81(11) Правил № 354). Сделайте это за период:

  • с даты, когда вы установили пломбы, но не ранее даты предыдущей проверки ИПУ и не более чем за три последних месяца до того, как вы выявили несанкционированное вмешательство;
  • до даты, когда потребитель устранил вмешательство, то есть до составления акта ввода прибора учета в эксплуатацию (п. 81–81(9), 81(14) Правил № 354).

Плату перечитайте исходя из объема, определенного по нормативу потребления коммунальной услуги. Примените к такому объему повышающий коэффициент 10.

Например, доначисленную плату за ГВС рассчитайте по формуле:

Доначисленная плата = Количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении × Норматив потребления КУ по ГВС × Повышающий коэффициент 10 × Тариф на ГВС × Расчетные периоды

Чтобы определить количество проживающих граждан, составьте соответствующий акт. Если таких граждан нет, то при расчете учитывайте собственников помещения (абз. 9 п. 81(11) Правил № 354).

  • Как применять повышающий коэффициент при отсутствии ИПУ

Этап 3. Потребуйте от потребителя внести доначисленную плату, вызванную его вмешательством в работу прибора учета

После перерасчета составьте требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги (абз. 6 п. 81(11) Правил № 354). Унифицированной формы такого требования нет. Его составляют в свободном виде.

Совет: сошлитесь в требовании на пункт 81(11) Правил № 354. Это поможет потребителю понять, что вы действуете в рамках закона. В результате возрастет шанс на то, что потребитель добровольно внесет плату.

Потребитель обязан исполнить требование с момента его доставки. Такая обязанность возникает, даже если потребитель отказался получать документ или знакомиться с ним. Это следует из пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ.

Если потребитель не внесет доначисленную плату, вы вправе взыскать ее в суде.

Источник: https://www.gkh.ru/article/102097-nesanktsionirovannoe-vmeshatelstvj-v-rabotu-ipu

За несанкционированное вмешательство в работу счетчика придется заплатить десятикратно

Гарантирующий поставщик электроэнергии обращает внимание граждан на важность соблюдения законодательства в части порядка установки приборов учета электроэнергии.

В соответствии с изменениями, внесенными в Правила предоставления коммунальных услуг с 1 января 2017 года, за несанкционированное вмешательство в работу электросчетчика нарушителю грозит начисление десятикратного норматива потребления.

В соответствии с п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г.

№ 354, несанкционированным вмешательством в работу прибора учета считается нарушение контрольных пломб, механические повреждения целостности счетчика, свободный доступа к элементам коммутации.

Такие факты могут выявляться при контрольном обходе.

Обратите внимание

В случае выявления нарушений исполнитель может произвести перерасчет платы за коммунальную услугу исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления, с применением повышающего коэффициента 10.

Перерасчет производится за период не ранее, чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, и не более чем за 3 месяца, предшествующих факту обнаружения несанкционированного вмешательства.

При отсутствии информации о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Важно отметить нюансы, возникающие при замене прибора учета: согласно букве закона, гарантирующий поставщик или исполнитель коммунальных услуг извещается о проведении демонтажа прибора учета не менее чем за 2 рабочих дня.

Таким образом, чтобы не платить в десятикратном размере, необходимо обязательно уведомлять гарантирующего поставщика или исполнителя услуг о планируемой замене счетчика. Для экономии времени граждане могут заказать установку прибора учета напрямую в «КолАтомЭнергоСбыт». Это гарантирует оказание услуги в полном соответствии с действующим законодательством.

Подать заявку на замену прибора учета электроэнергии можно тремя способами:

Читайте также:  Акт допуска прибора учета электроэнергии в эксплуатацию: образец

Гарантирующий поставщик напоминает, что при расчете по нормативу в отсутствие прибора учета с 01.01.2017 применяется повышающий коэффициент 1,5. То есть, потребитель оплачивает норматив потребления и дополнительно 50% за отсутствие прибора учета, что делает расчет по нормативу крайне невыгодным.

Источник: https://energybase.ru/news/companies/za-nesankcionirovannoe-vmesatelstvo-v-rabotu-scetcika-pridetsa-zaplatit-2017-03-20

Вмешательство в работу ИПУ и доначисление платы (Калинина И.Н.)

Дата размещения статьи: 01.06.2015

Если потребитель нарушил условия эксплуатации ИПУ, в результате чего исказились его показания относительно объема полученных коммунальных услуг, исполнитель имеет право провести соответствующий перерасчет платы.

В его основе лежит допущение о круглосуточной работе прибора учета.

Коротко расскажем о том, что такое несанкционированное вмешательство в работу ИПУ, на какую дату оно фиксируется и как влияет на размер платы за коммунальные услуги.

Несанкционированное вмешательство в работу ИПУ

В соответствии с п.

2 новых Правил предоставления коммунальных услуг индивидуальный прибор учета (ИПУ) — это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в МКД, жилом доме (его части) или домовладении.В силу п.

Важно

1 ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» к применению допускаются средства измерения утвержденного типа, прошедшие соответствующую проверку.

Таким образом, используемые потребителем ИПУ должны отвечать требованиям об обеспечении единства измерений , включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерения и т.д.

——————————— Единство измерений — состояние измерений, при котором их результаты выражены в допущенных к применению в РФ единицах величин, а показатели точности измерений не выходят за установленные границы (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ).

Если говорить о составе обязательных требований именно к средствам измерения (ИПУ), необходимо отметить требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации.

Таким образом, нарушение обязательных требований к условиям эксплуатации ИПУ, приводящее к искажению показателей точности измерений, исключает возможность его применения по назначению — в целях учета объема потребления коммунального ресурса.Например, для целей учета потребления электроэнергии точность показаний, полученных с помощью ИПУ, обеспечивается путем соблюдения установленных требований к его техническим характеристикам, порядку установки, принятию в эксплуатацию, сохранению средств маркировки и сохранности в ходе эксплуатации (см. Правила устройства электроустановок (ПУЭ) (6-е издание), утвержденные Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979).Ключевой момент. Признаком несанкционированного вмешательства в работу ИПУ является искажение его показаний.

Перерасчет платы

Согласно п.

62 новых Правил предоставления коммунальных услуг при обнаружении факта несанкционированного вмешательства в работу ИПУ, повлекшего искажение показаний такого прибора учета, исполнитель коммунальных услуг обязан:- прекратить использование показаний этого счетчика при расчетах за коммунальную услугу;- произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу для потребителя.Перерасчет осуществляется исходя из объема коммунального ресурса, рассчитанного как произведение мощности имеющегося ресурсопотребляющего оборудования (для водоснабжения и водоотведения — по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты несанкционированного вмешательства в работу ИПУ согласно акту проверки его состояния до даты устранения такого вмешательства.——————————— Такой акт составляется исполнителем с привлечением соответствующей РСО.Если дату несанкционированного вмешательства в работу ИПУ установить невозможно, перерасчет проводится с даты последней проверки исполнителем исправности ИПУ, но не более чем за шесть месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное вмешательство в работу счетчика.Правильность изложенного алгоритма расчета подтверждена Верховным Судом РФ (см. Решение от 20.12.2013 N АКПИ13-1027).

* * *

О несанкционированном вмешательстве в работу ИПУ свидетельствует искажение им показаний учета коммунальных услуг. Факт такого вмешательства оформляется актом проверки состояния счетчика.

Именно с даты его составления исполнитель вправе пересчитать потребителю плату за соответствующую коммунальную услугу. Методика этого перерасчета установлена новыми Правилами предоставления коммунальных услуг.

Она основана на том, что нарушитель должен заплатить за коммунальную услугу столько, сколько заплатил бы при ее круглосуточном потреблении.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Источник: http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/7568

Что делать, если собственник вмешивается в работу ИПУ

Безучётное потребление энергоресурсов – проблема, захлестнувшая сектор ЖКХ. Несмотря на ужесточение законодательства в отношении недобросовестных потребителей, граждане продолжают воровать, вынуждая соседей оплачивать неучтённое потребление.

Масштабы энерговоровства впечатляют. Только по данным ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в 2016 году было зафиксировано 12 239 фактов хищения электроэнергии общим объемом 178,4 миллионов кВт/ч на сумму свыше 500 миллионов рублей. И это только те случаи, которые удалось выявить и доказать.

Хищение энергоресурсов в многоквартирных домах ведет к задолженности управляющих организаций перед ресурсоснабжающими компаниями. Коммерческие потери последних приводят к росту тарифов. Повышение цен на коммунальные услуги провоцирует новые неплатежи и воровство.

Мы вводим экономическую ответственность для тех, кто занимается кражей ресурсов.

Андрей Чибис, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ

Совет

Из этого замкнутого круга невозможно выбраться в одиночку. Нужны общие усилия управляющих и ресурсоснабжающих организаций, правоохранительных органов и производителей индивидуальных приборов учета (ИПУ).

На практике управляющие организации и поставщики энергоресурсов одиноки в своей «борьбе за честный киловатт» и часто не знают, как действовать при обнаружении фактов хищения.

Содержание

Как жильцы потребляют электроэнергию после введения ограничения

Причин всего две: несовершенство традиционных средств измерения, которые, несмотря на заверение производителей, подвержены воздействию внешнего магнитного поля, и постоянное снижение реальных доходов граждан. Хотя, как показывает судебная практика, к воровству энергоресурсов чаще прибегают лица, чьи доходы выше прожиточного минимума.

Главный неплательщик – полностью самодостаточный гражданин с доходом выше среднего, уверенный в том, что платить за коммунальные услуги – последнее дело.

Андрей Чибис, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ

Собственник вмешивается в работу ИПУ: что делать?

Проблема хищения энергоресурсов обостряется тем, что на смену традиционным «жучкам» и «трансформаторам» пришёл неодимовый магнит, позволяющий блокировать счётный механизм ИПУ без нарушения целостности пломб. Ни одна трасологическая экспертиза не способна выявить и доказать факт «магнитного воровства». Поэтому «продвинутые» энергетики устанавливают на счетчики специальные пломбы-индикаторы магнитного поля.

Антимагнитная пломба – действенный способ борьбы с хищением электроэнергии. Уже первые результаты анализа энергопотребления показали положительный эффект. Индивидуальные приборы учета за первый месяц после установки пломб стали фиксировать в среднем на 200 кВт.ч больше, чем до этого. Это значит, что абоненты прекращают воздействовать на счетчики с целью искажения показаний.

Игорь Чиченин, заместитель директора филиала АО «ДРСК» «Амурские электрические сети»

Другим способом пресечь энерговоровство является замена индукционных приборов учёта на электронные, которые не реагируют на воздействие внешнего магнитного поля. Однако и эти ИПУ можно вывести из строя. Например, воздействуя на них электрошокером.

Наиболее эффективной мерой пресечения хищения энергоресуросов представляется внедрение автоматизированных систем учёта электроэнергии (АСКУЭ) и воды (АСКУВ). С этим согласны и в Минстрое:

Мы хотим, чтобы приборы учета были максимально комфортными и автоматическими, чтобы происходило дистанционное считывание данных, чтобы не приходилось лазить в стояки и звать сантехников. Наша задача – сделать цифровое ЖКХ, внедрить автоматизацию.

Андрей Чибис, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ

Переход на автоматизацию учёта энергоресурсов позволяет фиксировать факты несанкционированного вмешательства в работу ИПУ с указанием точного времени и места воздействия, регистрационного номера счётчика и данных об абоненте.

Как выявить и зафиксировать факт вмешательства в работу ИПУ

Исполнители коммунальных услуг подозревают потребителей в безучетном потреблении энергоресурсов в ряде распространенных случаев:

  1. Потребитель передает неестественно низкие показания по сравнению с остальными жильцами многоквартирного дома. При этом известно, что он постоянно проживает в квартире и пользуется электроприборами.
  2. Показания, передаваемые в зимние месяцы, ниже, чем в летние.
  3. Передаваемые показания резко снизились по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет.

Чтобы снять подозрения, необходимо демонтировать прибор учёта, заменив его на временный, который должен быть поверен и опломбирован после установки. Затем счётчик следует передать на независимую трасологическую экспертизу, которая подтвердит или опровергнет факт оказания воздействия (кроме остановки счётного механизма с помощью магнита).

На основании заключения эксперта вы сможете взыскать с потребителя доначисленную сумму платежей за потребленную услугу самостоятельно или в судебном порядке.

Если на ИПУ абонентов установлены пломбы-индикаторы магнитного поля, процедура упрощается. Достаточно убедиться, что пломба нарушена, чтобы иметь основание для составления Акта о несанкционированном вмешательстве работу ИПУ (далее – Акт).

О факте магнитного воздействия на прибор учета свидетельствуют: разрушение индикатора магнитного поля, нарушение целостности или отсутствие ранее установленной пломбы, несовпадение номера пломбы с данными, внесенными в журнал регистрации антимагнитных пломб.

Андрей Оноприенко, ведущий судебный эксперт ООО «Энерго-Эксперт», г. Пятигорск

Если в ходе рейда или при плановой проверке ИПУ в многоквартирном доме (далее – МКД) были выявлены вмешательства собственников помещений в работу устройств, необходимо действовать в порядке, предусмотренном пунктом 81 (11) «Правил предоставления коммунальных услуг» (далее – Правила № 354):

  1. Составить Акт.
  2. Заново рассчитать плату за потребленную коммунальную услугу, начиная с даты последней проверки.
  3. Потребовать от потребителя внести доначисленную плату за энергопотребление в полном объеме.

Это общий алгоритм действий. Но есть ряд нюансов.

  • Если вмешательство в работу счетчика обнаружено в нежилом помещении многоквартирного дома, нужно составить и уведомить ресурсоснабжающую организацию о нарушении режима энергопотребления. В этом случае поставщик коммунального ресурса самостоятельно пересчитает плату за потребленную услугу.
  • Если зафиксировано вмешательство в работу ИПУ, который установлен в помещении, свободном для доступа исполнителя коммунальной услуги без присутствия потребителя, следует ограничиться составлением Акта. В перерасчете платы за энергопотребление и направлении потребителю требования об оплате доначисленного объема услуги нет необходимости.

Как правильно составить акт о несанкционированном вмешательстве в работу ИПУ

Акт составляется непосредственно после обнаружения вмешательства и в обязательном порядке содержит следующую информацию:

  • дата, время и место составления Акта;
  • причины проведения проверки ИПУ;
  • наименование выявленного несанкционированного вмешательства и связанные с ним обстоятельства;
  • объяснения и / или возражения потребителя (или его представителя) в связи с обнаруженным фактом вмешательства в работу ИПУ;
  • перечень лиц, которые участвовали в проверке прибора учета и составлении Акта.

Документ составляется в двух экземплярах, каждый их которых должен быть подписан потребителем и исполнителем (в лице представителя) коммунальной услуги. Один экземпляр Акта остается у исполнителя услуги, второй вручается потребителю или направляется в его адрес заказным письмом с уведомлением.

В случае, если потребитель отказывается подписать Акт, необходимо дополнить документ отметкой об отказе с указанием причин (не обязательно).

Затем следует доначислить плату за потребленную коммунальную услугу, начиная с даты последней проверки ИПУ (но не более чем за три месяца до выявления несанкционированного вмешательства в его работу), заканчивая датой устранения нарушения потребителем.

Обратите внимание

Пересчёт основывается на объёме потребления коммунальной услуги, который определяется по действующему нормативу, с применением повышающего коэффициента – 10.

Если будет доказано, что собственник помещения использует специальные устройства для «скручивания» показаний приборов учёта или магниты, нарушителя ждёт повышающий коэффициент в 10-кратном размере.

Читайте также:  Зависимая и независимая схема теплоснабжения

Андрей Чибис, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ

После проведения перерасчёта необходимо направить потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги, которое составляется в свободной форме.

Чтобы потребитель не сомневался в правомочности требования, в его тексте следует сослаться на пункт 81(11) Правил № 354. Это увеличит возможность взыскания суммы доначисленной платы в досудебном порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ, потребитель коммунальной услуги обязан исполнить требование даже в том случае, если он отказался получить документ или ознакомиться с ним.

Если после направления требования потребитель не внёс доначисленную плату за коммунальную услугу, ее исполнитель – управляющая или ресурсоснабжающая организация – имеет право взыскать плату через суд.

Как правильно составить акт о несанкционированном вмешательстве в работу ИПУ

Воровство ресурсов возможно в тех случаях, когда ИПУ стоят в квартирах и нежилых помещениях МКД, куда представителей исполнителя коммунальной услуги могут не пустить для снятия показаний или проверки работоспособности прибора. Такие ИПУ сложно контролировать.

Поэтому исполнители услуг ищут более действенные способы снятия показаний.

Например, оснащают потребителей средствами автоматизированного учёта энергоресурсов, которые не требуют найма обходчиков и позволяют контролёру видеть каждый потребленный киловатт электроэнергии или кубометр воды, не вставая с рабочего места.

Современные АСКУЭ и АСКУВ дают поставщикам энергоресурсов возможность эффективно решить ряд важных задач:

  • удаленно снимать показания с ИПУ;
  • собирать, хранить и передавать информацию на основе технологии «умный учёт»;
  • автоматически фиксировать данные в заданный промежуток времени;
  • выявлять очаги коммерческих потерь (хищения энергоресурсов);
  • мгновенно ограничивать предоставление коммунальной услуги в случае попытки оказать воздействие на штатную работу ИПУ.

Мы помогаем внедрять диспетчеризацию ресурсов ЖКХ на базе беспроводной LPWAN-технологии без концентраторов и ретрансляторов для УК/ТСЖ/РСО в многоквартирных домах.

Сквозной учет воды/электричества/газа на базе беспроводной технологии

СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЯ

В продолжение статьи:

Министр ЖКХ предложил убрать посредников при оплате коммунальных услуг

Жителям МКД разрешат подавать в суд на плохое ведение ЖКХ

 Взыскание задолженности за коммунальные услуги: порядок, закон

Источник: https://uchet-jkh.ru/publikacii/chto-delat-esli-sobstvennik-vmeshivaetsya-v-rabotu-ipu.html

Сорвана пломба на счетчике воды: что делать чтобы не платить штраф

Ставя на учет водомер, представитель обслуживающей компании пломбирует его и записывает номер пломбы в акте (кстати, сейчас многие ресурсоснабжающие компании устанавливают антимагнитные пломбы на счетчик воды), а также фиксирует текущие показания счетчика.

Установка пломбы производится для того, чтобы предотвратить вмешательство посторонних лиц в работу прибора с целью незаконного пользования водой.

Но иногда обстоятельства складываются таким образом, что пломбу с о счетчика воды сорвали без злого умысла.

Что делать дальше, и будет ли за это будет штраф?

Что считается безучетным пользованием водой, и какое за это бывает наказание?

Прежде чем перейти к проблеме с сорванной пломбой, надо разобраться, что считается безучетным пользованием водой, а что является вмешательством в работе прибора учета или несанкционированным потреблением.

Безучетным потреблением воды являются потребление воды в отсутствие приборов учета (могут быть разные причины – счетчик вышел из строя, никогда не был установлен).

Незаконным потреблением воды (а также вмешательством в работу прибора учета) считается при следующих условиях:

  • Каждый абонент, пользующийся водой, должен заключить договор с компанией, поставляющей такую услугу. Потребление воды в отсутствии такого договора является несанкционированным подключением.
  • Самовольное подключение домашнего водопровода к центральной системе без соответствующей документации, разрешающей выполнение данных действий, считается незаконным.
  • Вмешательством в работу прибора учета воды считается: наличие механических повреждений счетчика воды, неплотное прилегание стекла индикатора,  нарушение целостности пломбы.

Наказание за незаконное пользование водой

С подорожанием коммунальных платежей факты хищения воды участились. Поставляющие компании начали вести активную борьбу с безучетным потреблением. При обнаружении безучетного пользования водой, особенно при самовольном подключении, к абоненту вправе применить следующие действия:

  • представитель ресурсоснабжающей или управляющей компании составляет акт о несанкционированном подключении к системам водоснабжения или акте о вмешательстве в работу узла учета;
  • производится перерасчет стоимости потребленной воды за последние 3 месяца или с даты последней проверки исходя из мощности несанкциоинированно-подключенного оборудования (для несанкционированного подключения) или исходя из десятикратных нормативов потребления воды.   

Что грозит абоненту за случайный срыв пломбы?

Обычная пломба в виде свинцового или пластикового клейма вешается контролером на счетчик с помощью тонкой проволоки, лески или нитки. Иногда они от сырости отгнивают сами. Бывает, человек случайно зацепится за пломбу или ее могут оторвать дети. Вариантов существует много.

За случайный срыв пломбы с узла учета законодательство штраф не предусматривает, однако, существуют некоторые подводные камни. Если абонент проживает в многоквартирном доме, где создано ТСЖ, размер штрафа может быть отдельно отображен в договоре. В других случаях поставщик услуг руководствуется действующим законодательством.

Если пломба была случайно сорвана, то абонент должен незамедлительно сообщить о факте срыва пломбы и текущих показаниях на момент ее  срыва в адрес ресурсоснабжающей организации (ТСЖ или  УК).

Важно

В этом случае срыв пломбы будет расценен как поломка водомера. В соответствии с 59   постановлению Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 с абонента разрешается взыскать стоимость ресурса исходя из среднемесячного объема потребления воды за период отсутствия пломбы.

Если же не уведомить поставщика воды о срыве пломбы, и этот факт будет выявлен во время проверки, то тогда расчет будет производен для случаев вмешательства в работу узла учета – исходя из десятикратного объема.  

Что делать со случайно сорванной пломбой, чтобы не обвинили в во вмешательстве в работу прибора учета?

Чтобы избежать обвинения во вмешательстве в работу счетчика воды после случайно сорванной пломбы, до начала проведения ремонта квартиры или замены сантехники необходимо связаться с поставщиком услуг. Даже если предполагается замена старого водопровода, представитель компании зафиксирует снятие пломбы, а также счетчика документально, и весь процесс пройдет безболезненно и без последствий.

Если произошел случайный обрыв пломбы, не стоит откладывать проблему в долгий ящик и сразу же надо обратиться в соответствующую организацию по обслуживанию водомеров. Это может быть управляющая компания, ТСЖ, водоканал или другая обслуживающая компания.

Наиболее правильным будет подача письменного заявления в двух экземплярах. Один из них остается у абонента.

В заявлении отображают причину и время срыва пломбы, а также оговаривают дату прихода представителя для осуществления новой пломбировки. Второй экземпляр заявления пригодится абоненту при неявке контролера в оговоренный срок.

Документ не даст право взымать плату за пользование водой без счетчика исходя из десятикратного размера норматива.

При невозможности лично посетить компанию, один экземпляр заявления можно отослать заказным письмом с обязательным уведомлением о его вручении.

В любом случае вовремя поданное заявление избавляет абонента от штрафа за случайно сорванную пломбу.

Совет

Если после проверки узла учета и квитанций оплаты прошлых месяцев пользования водой никаких нарушений не выявят, хозяину квартиры придется заплатить только за новую пломбировку его счетчика воды.

Представителю ресурсоснабжающей компаниии на основании Вашего заявления без проблем проведут опломбировка счетчика ХВС или ГВС и проблема будет решена. 

Остались еще вопросы? Хотите получить ответы на них? 

Здесь Вы можете задать вопрос бесплатно экспертам или юристам портала gkh-konsultant.ru.

Источник: https://www.energo-konsultant.ru/sovets/Vodosnabgenie/rascheti_za_vodu/chto_delat_esli_sorvana_plomba_na_schetchike_vodi/

Законны ли антимагнитные пломбы?

Коммунальные службы, в свою очередь, вынуждены были бороться с воришками, которые устанавливали в устройство приборов учета магниты.

Несанкционированное вмешательство должны были предотвратить  контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб.

Реакция владельцев квартир и домовладений не заставила себя долго ждать – горожане стали обращаться в Роспотребнадзор, интересуясь, вправе ли коммунальщики это делать или подобные меры – самоуправство.

С 1 января 2017 года, как разъясняют специалисты надзорного ведомства, вступили в силу изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 г. №1498, в п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Новая редакция правил оговаривает: прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.

Чтобы установить факт такого вмешательства, представитель исполнителя (ресурсоснабжающей организации) при проведении очередной проверки состояния счетчика электроэнергии или воды, газа вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать несанкционированный доступ в работу прибора учета. При этом потребителя обязаны уведомить о последствиях обнаружения факта нарушения упомянутых пломб или устройств. Плата за установку таких «заградительных» средств или устройств с потребителя не взимается.

При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета учитываются:

1. Целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора.

2. Наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.

3. Отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Обратите внимание

Нарушение перечисленных показателей, подлежащих проверке, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При выявлении признаков несанкционированного доступа исполнитель составляет акт, в котором фиксирует нарушения.

При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной суммы за потребляемый ресурс. Такой перерасчет производится за период начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора, и до даты устранения такого доступа. Как рассчитывается эта «доначисленная сумма»? Исходят из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10. То есть «экономия» может обернуться для воришек приличной суммой.

Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном настоящими Правилами.

В случае если размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется без учета показаний индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета тепловой энергии, то нарушение показателей, подлежащих проверке, не признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета.

При отсутствии информации о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Стоимость потребления коммунальных ресурсов при несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета потребителем в нежилом помещении взыскивается ресурсоснабжающей организацией.

счетчик электроэнергии, Роспотребнадзор, счетчик воды

Источник: http://vechorka.ru/article/zakonny-li-antimagnitnye-plomby/

Ссылка на основную публикацию