Концессия в сфере жкх

Что такое концессия в сфере ЖКХ? Определение и примеры

Все чаще звучат призывы к участию в концессионных соглашениях в сфере ЖКХ.

Что это такое, в чем суть концессии, какие есть достоинства и недостатки у этого явления в экономике коммунального хозяйства, чего ждать от внедрения этого процесса?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 . Это быстро и !

Концессия в сфере ЖКХ – что это?

Концессией называется форма партнерства государства с инвесторами. Концессионные соглашения в сфере ЖКХ – это привлечение средств инвесторов к реконструкции тех объектов, которые на основании соглашений могут быть переданы в пользование на определенный период в руки частных инвесторов.

При этом партнер-инвестор обязуется вложить серьезные средства в строительство или реконструкцию государственного имущества и эксплуатировать переданные объекты, получая доход.

Таким образом, концессия – государственно-частное партнерство (далее – ГЧП), признанное наиболее удачным выходом обновить и оздоровить сферу ЖКХ за счет инвесторских вложений, при этом объекты остаются в собственности государства. Выгодна такая форма обеим сторонам.

ГЧП регламентируется такими законодательными актами:

Обратите внимание

Передавая в концессию объекты водо- и теплоснабжения, водоотведения, государство на законодательном уровне закрепило за собой право выступать (в лице субъекта РФ) стороной концессионного соглашения.

Важно! Доступ иностранным инвесторам полностью закрыт, партнерами могут быть только отечественные компании.

В коммунальной сфере концессионные соглашения возможны при таких условиях:

  • долгосрочность действия контрактов;
  • наличие четко очерченного круга задач и обязательств, подлежащих безусловному выполнению по реконструкции или строительству объектов;
  • инвестиции имеют верхний предел, сверх которого частник не обязан вкладывать средства;
  • показатели, которых должен достичь концессионер, среди которых – энергоэффективность, качество, надежность;
  • алгоритм возврата средств, истраченных инвестором (если к конечной дате концессионного соглашения возмещение прошло не в полной мере).

Разумеется, ГЧП не является стопроцентно беспроигрышным вариантом, есть и негативные стороны.

Плюсы и минусы

К плюсам концессионных соглашений для государства можно отнести:

  • возможность усовершенствовать (реконструировать, модернизировать) объекты ЖКХ, не расходуя бюджетные средства;
  • переданное во временное пользование частникам, имущество все же продолжает оставаться в муниципальной или государственной собственности;
  • партнерство оставляет право наблюдать за хозяйствованием частных инвесторов и контролировать этот процесс.

При ближайшем рассмотрении концессия оказывается на практике не настолько радужным партнерством: подготовку проекта, а также документации на организацию конкурса и его проведение, кадастрового учета земель и пр. производить следует на условиях софинансирования (из регионального и местного бюджетов минимум 20% от общей суммы затрат).

Минус концессии также в том, что готового вложить огромные суммы инвестора не так просто найти, чаще всего на партнерство выражают желание представители малого бизнеса или бывшие МУП (унитарные предприятия), не располагающие необходимыми финансами.

Для поддержки концессионных проектов организован Фонд содействия реформированию сферы ЖКХ, направление усилий концессионеров при этом должно концентрироваться на объекты ЖКХ некрупных населенных пунктов (до 250 тыс. жителей).

Обеспечение финансами реализации концессионных проектов по реконструкции или строительству объектов в сфере ЖКХ предполагается на таких условиях: вкладывают средства инвестор, местный и региональный бюджеты в размере не меньше 40% от общей цены мероприятий, при этом доля инвестора должна составлять минимум 20%. Фонд может субсидировать реализацию проекта, но предел его помощи ограничен 300 млн. руб.

Если концессионер не сумел выполнить в обусловленные соглашением сроки запланированный объем мероприятий и допустил существенную задолженность Фонду, то данный проект можно отнести к неудавшимся.

При этом не стоит обвинять во всем только концессионера: многие сети тепло- и водоснабжения настолько изношены, что потери энергоносителей не удается покрыть тарифными ставками, а проводить реконструкцию и получать доход при таких условиях нереально трудно, при этом еще и отдавая долги Фонду и иным кредиторам.

Порядок заключения концессионного соглашения

Потенциальный инвестор, решившийся стать партнером государства в возрождении коммунального хозяйства, должен выбрать объект, который устроит его в масштабе, характере перестройки, объемах вложений и пр., к примеру — котельную. После этого он должен заявить в орган местной власти о своем намерении.

Субъектом РФ подготовлены проекты, выполнена работа по проведению конкурса. Если претендентов несколько, то конкурс состоится, и по итогам изучения документации каждого участника будет выбран партнер.

Если претендент остался в единственном числе, то ему и поручат важнейшую миссию инвестора без проведения торгов (ст. 37 Федерального закона «О концессионных соглашениях»). Избраннику могут предъявить требования по корректировке его программы, особо удачные варианты могут быть приняты без изменений.

Концессионное соглашение – своего рода договор, содержащий такие пункты:

  1. описание объекта, в отношении которого заключается соглашение;
  2. срок действия;
  3. концессионную плату – ее размеры, форма платежей, их периодичность;
  4. плату концедента – размеры, структура платежей на реконструкцию или строительство объекта ЖКХ и его использование;
  5. условия досрочного расторжения;
  6. методы и средства разрешения противоречий;
  7. гарантии банка;
  8. реквизиты и подписи сторон – инвестора, муниципалитета и субъекта РФ.

Скачать образец концессионного соглашения

Также должна быть обусловлена передача документации и в натуре объектов ЖКХ, принимаемых в распоряжение инвестором.

Когда передача объектов ЖКХ частным инвесторам затруднена?

Для передачи в концессию необходимо, чтобы сети, котельные, подстанции и пр. объекты ЖКХ были официально оформлены в право собственности муниципалитета или государства, тогда можно права делегировать.

Выходит, что эти объекты будут эксплуатироваться компанией, не имеющей прав владения, а только пользования в течение времени, обусловленного трехсторонним соглашением. Поэтому на все переходящие под концессию недвижимое имущество сферы ЖКХ должно быть оформлено обременение в виде передачи прав пользования.

В этом вопросе возникает масса сложностей:

  • далеко не все трассы, сети, строения оформлены, как положено, и на них зарегистрированы права собственности;
  • часть объектов, на которые вся документация в порядке, имеют задолженность по оплате.

Правительством принимаются меры по урегулированию всех подобных проблем на законодательном уровне. Статистика показывает, что в 2017 г. концессии в сфере ЖКХ растут по объемам инвестиций и по числу успешных проектов с обнадеживающими результатами.

Источник: http://zhivemvrossii.com/kvartira/zhkh/kontsessionnye-soglasheniya.html

Концессии в ЖКХ: почему муниципалитеты против частных инвесторов

То, что государство так долго и упорно продвигало в сфере ЖКХ, похоже, начинает обретать вполне реальные очертания. В жилищно-коммунальную отрасль пошли частные инвестиции.

Если до недавнего времени количество концессионных соглашений можно было по пальцам пересчитать, то в этом году отмечен качественный скачок.

На просторах российского ЖКХ полноценно работает уже 900 концессий! О проблемах государственно-частного партнерства в коммунальной сфере шел разговор на недавнем III Общероссийском форуме частных операторов коммунальной инфраструктуры.

Условия созданы, милости просим!

В ЖКХ, наконец, пришли частные деньги. В целом за счет механизма ГЧП в отрасль привлечено 183 млрд руб. А значит, как отметили участники форума, инвестор поверил в отрасль. Достигнут определенный прогресс и в формировании концессионного законодательства.

— Сейчас у нас для частных операторов созданы такие условия, каких нет даже в некоторых экономически развитых странах, — отметила на форуме руководитель Департамента ЖКХ Минстроя РФ Оксана Демченко.

И действительно, изменения в сторону «благоприятствования» частным инвесторам видны невооруженным глазом. Например, теперь можно передавать в концессию объекты со значительной долей незарегистрированного имущества, предприятия с долгами. Продлен срок трансформации арендных соглашений в концессионные.

Любопытный факт. Везде, куда приходит концессионер, наблюдается улучшение ситуации: снижается аварийность, ведется ресурсосберегающая политика. По данным Минстроя, на концессионных предприятиях, занимающихся теплоснабжением, потери снизились на 18%, а аварийность — на 47%!

Важно

Но чтобы частный инвестор в отрасли заработал в полную силу, нужно окончательно решить вопрос прямых договоров с ресурсниками, сошлись во мнении участники форума.

Кроме того, двигаться дальше мешает отсутствие квалифицированных управленцев в ЖКХ. В отрасль приходит инновационное оборудование, но, к сожалению, многие коммунальные предприятия продолжают работать так, как привыкли — по старинке.

В планах министерства, по словам Оксаны Демченко, продолжение политики активного привлечения частных инвесторов, отстройку механизмов установления предельного уровня тарифов по оплате ЖКХ (чтобы частник не задирал цены), формирование перечня показателей по привлечению частных инвесторов (за чем теперь регулятор будет строго следить).

А муниципалитеты — против…

Между тем на пути развития частного сектора в ЖКХ есть серьезные преграды. И главная из них, как отметил председатель правления Центра государственно-частного партнерства Павел Селезнев, это, как ни странно, «тихое» противодействие муниципалитетов. Последние достаточно ощутимо препятствуют допуску частных инвесторов на свою территорию.

Причина проста: «чужаками» сложнее управлять. Ведь частник, конечно же, будет проявлять самостоятельность в принятии решений. А многие муниципалитеты привыкли к так называемому ручному управлению подотчетными предприятиями ЖКХ.

Кроме того, присутствует и боязнь каких-либо нововведений в принципе.

— Нужно активнее рассказывать о новых форматах в ЖКХ местным депутатам, представителям администрации, — убежден Павел Селезнев. — А то ведь частный инвестор порой просто бежит из города, столкнувшись с непониманием со стороны местной власти.

А вот заместитель председателя Правительства Московской области Денис Буцаев считает, что опасения муниципальных властей вполне понятны. И дело здесь даже не в какой-то злонамеренности и тем более корысти.

ЖКХ — это тот сектор, откуда поступает больше всего жалоб.

И муниципалитеты вполне объяснимо боятся того, что если они будут лишены управленческих рычагов, то не смогут вмешаться в ситуацию в случае каких-то чрезвычайных обстоятельств.

Кроме того, региональным властям пока не понятно, какую тарифную политику будет вести частный инвестор, как он удержится в том тарифном коридоре, который обозначило государство. Будут ли у него стимулы модернизировать переданную ему инфраструктуру.

Еще одна не очень хорошая тенденция: не все выигравшие конкурс концессионеры потом заключают концессионное соглашение. То есть они заявляют о своем желании войти в ГЧП, получают определенную выгоду от аккумуляции финансов, а когда доходит до вложения собственных средств — дают задний ход.

— У нас в Подмосковье немало сделок находится в таком подвешенном состоянии, — признался Денис Буцаев. — И как с этим бороться, пока не совсем ясно.

Обеспокоила участников форума и практика так называемой смены вывесок. Сейчас предприятие ЖКХ, взятое в аренду, можно переоформить в концессию. И предприниматели этим активно пользуются.

В предпринимательской среде это называется «переобуться». То есть частник просто юридически меняет форму собственности, опять же не вкладывая при этом собственных средств.

Читайте также:  Куда относить документы после поверки счетчиков воды?

— Из трехсот предприятий, которые изъявили желание оформить концессию, только сто — это реальные концессионеры. Остальные «переобулись», переоформили аренду в концессию, — сообщил вице-премьер подмосковного правительства.

А Павел Селезнев даже посетовал:

— Не хочется, чтобы такое «переобувание» стало для местной административной элиты удобным механизмом по «отжатию» собственности.

Зачем концессионеру застарелые «болячки» местного ЖКХ

Между тем есть претензии к государству и у представителей другой стороны — у самих концессионеров, участников государственно-частных партнерств. Первый заместитель генерального директора УК «Лидер» Юрий Сизов, например, посетовал на излишнее внимание надзорных органов:

— За последний год у нас прошло 120 проверок — по одной каждые две недели, — поделился он с участниками форума. — А ведь что такое проверка? Это выемка документов, отвлечение людей и пр. Конечно, со стороны может показаться, что все это не так ужасно. Но есть же пределы, есть психологическая усталость! — не без пафоса заключил он.

По мнению Юрия Сизова, предпринимателям должны быть понятны правила игры. В самом деле, зачем постоянно проверять предприятие, где и так все прозрачно?

— У нас 14 районов охвачено передовой системой сбора мусора. Мы сами себя проверим лучше любого проверяющего! — волнуется Юрий Сергеевич.

Вывод несложен: должен быть налажен тщательный мониторинг, анализ концессий. Тех, кто хорошо работает, надо оставить в покое и прекратить «кошмарить». А вот те, кто паразитирует не на инвестициях, а на обещаниях, должны серьезно призадуматься.

Совет

Еще одна головная боль «правильных» концессионеров — попытка городских властей свалить на них все прежние беды коммунальной инфраструктуры.

Частный оператор нередко заключает концессионное соглашение вслепую, а потом выясняется, что трубопровод, который он должен теперь обслуживать, не ремонтировался последние 20 лет.

Начинаются бесконечные протечки, и, понятное дело, затраты инвестора возрастают многократно.

Вице-президент ЗАО «СМИТ групп» Андрей Демин считает, что муниципалитеты должны корректно формулировать условия конкурса и честно прописывать там параметры и состояние инфраструктуры ЖКХ.

Если же на уровне тендерного соглашения это прописать невозможно, муниципалитет должен гарантировать, что сдаваемые в концессию инженерные сети прослужат столько-то и столько-то.

Причем гарантии должны быть подкреплены денежными средствами.

«Тепло», «мусор» и «вода» — наши лучшие друзья?

Какие же направления больше всего интересуют частных инвесторов? Как оказалось, аншлаг наблюдается в сфере «мусорного» предпринимательства — вывоза ТБО, оборудования мусорных свалок и т.д. Популярны и объекты теплоснабжения: 456 проектов на 29,8 млрд руб. Традиционно пользуются спросом водоснабжение и водоподготовка: концессионеры активно разбирают региональные водоканалы.

— Сегодня нас тревожит отсутствие запроса муниципалитетов на частных операторов ЖКХ, — признался генеральный директор ГК «Росводоканал» Антон Михальков. — Мы работаем в отрасли 13 лет и уже давно доказали, что предприятия ЖКХ могут быть прибыльными и функционировать без копейки бюджетных дотаций.

Причина неудач в работе частных операторов в ЖКХ (да, собственно, и муниципальных операторов!) — это, по мнению Антона Михалькова, неумение сформировать правильные тарифы. А «неправильные» тарифы ведут к накапливанию долгов, невыплате по кредитам, а при худшем сценарии — и к банкротству.

…И все же процесс «концессионирования» в ЖКХ уже не остановить. Да, новый формат продвигается не без сложностей. Но когда у нас в России что-то проходило без сложностей? И все-таки надо признать, что там, где у коммунальной инфраструктуры есть хозяин, с подачей коммунальных ресурсов и качеством услуг ситуация становится значительно лучше.

А значит, мы на верном пути.

Елена МАЦЕЙКО

Источник: https://rcmm.ru/zhkh/30756-koncessii-v-zhkh-pochemu-municipalitety-protiv-chastnyh-investorov.html

Концессия в коммуналке: что это и можно ли на этом заработать?

В целях модернизации и повышения эффективности работы системы ЖКХ государством разработана процедура передачи коммунальных объектов в частные руки на условиях концессии.

Частные инвесторы за счет собственных и привлеченных средств производят реконструкцию или строительство объектов, получая при этом право на доходы от тарифных платежей, но не имея права собственности на эксплуатируемый коммунальный объект. По итогам 2018 г.

планируется реализация 3201 проекта на общую сумму около 300 млрд руб. Особым интересом инвесторов пользуется сфера водо- и теплоснабжения.

Для стимулирования потенциальных концессионеров государством производится софинансирование расходов и организовано субсидирование процентной ставки по кредитам – получить его можно под 5% годовых.

Сфера ЖКХ – вечная головная боль как государства, так и простых потребителей. Но между тем это и огромный рынок, потенциал которого для бизнеса в последние десятилетия так и не использовался.

Обратите внимание

Многие годы в сфере ЖКХ безраздельно властвовало государство. Однако под влиянием ряда причин, в основном того, что содержание отрасли тяжелым бременем ложилось на бюджет, решено было модернизировать эту сферу, привлекая частных инвесторов. В пользу этого решения говорит и зарубежный опыт, где частная инициатива широко распространена.

Еще в 2005 г. был принят Федеральный закон «О концессионных соглашениях» N 115-ФЗ от 21.07.2005 г., который официально регламентировал порядок организации такой формы партнерства государства с инвесторами, как концессия.

По своей сути, концессия в ЖКХ представляет собой соглашение, по которому тот или иной коммунальный объект передается в руки частного инвестора на определенный срок. Инвестор обязуется вложить средства в реконструкцию существующих или же в строительство новых объектов, эксплуатировать их, получая доход, но не имея при этом права собственности на эксплуатируемый объект.

Такая форма партнерства выгодна обеим сторонам: государству при передаче в концессию объектов ЖКХ гарантируется их обновление и модернизация, а инвестор, если сумеет правильно и эффективно организовать свою работу, получает доход и пользуется определенными льготами и поддержкой государства.

Материал в тему: О том, как рассчитать точку безубыточности бизнеса, узнайте здесь.

Подробнее о том, что такое концессия, смотрите в видео:

Рис. 1. Для государства концессия – способ модернизировать проблемные объекты

Перспективы коммунальной отрасли для частного бизнеса

Несомненными плюсами для инвестора, решившего вложить деньги в коммунальную отрасль, являются:

  • огромный рынок (143 млн потребителей, годовой оборот около 4,14 трлн руб.);
  • гарантированный спрос на услуги;
  • высокий потенциал повышения эффективности отрасли;
  • комфортное для концессионера законодательство;
  • государственное субсидирование процентной ставки по кредитам;
  • государственное софинансирование модернизации объектов.

Примечание: С 2016 г. в коммунальной сфере было введено долгосрочное тарифное регулирование, подразумевающее установление неизменных тарифов на услуги. Это позволяет будущему инвестору с большой точностью спрогнозировать будущий валовый доход.

Новую нишу уже активно осваивают отечественные бизнесмены. Всплеск интереса начался с 2016 г., когда государство начало активно стимулировать передачу коммунальных объектов города и области в частные руки, в т.ч. принятием многочисленных подзаконных актов, облегчающих жизнь начинающим концессионерам.

Если рассматривать результаты торгов на заключение концессионных соглашений в сфере коммунального хозяйства, проведенных за период с 01.11.2013 г. по сентябрь 2018 г., наблюдается повышенный интерес именно к объектам водоснабжения – их охотнее всего берут на концессию предприниматели и по ним наиболее высокий процент состоявшихся торгов.

Таблица 1. Структура объектов по торгам в рамках государственно-частного партнерства (накопительно 2013-2018 гг.)

Объект соглашения

Источник: https://moneymakerfactory.ru/biznes-idei/kontsessiya-v-kommunalke/

Спасут ли концессии ЖКХ

В ближайшее время МУП и ГУП хотят запретить деятельность, направленную на снабжение населения теплом и водой. Такая норма содержится в законопроекте, который поступил в Госдуму.

Альтернативой унитарным предприятиям в коммунальной сфере считаются частные компании-инвесторы, работающие по договору концессии.

Результативность таких соглашений обсудили члены Союза российских городов на ежегодном собрании, которое прошло в Липецке.

Как показал анализ данных из крупных областных центров, собранных НП «ЖКХ Контроль», наиболее привлекательными для инвесторов оказались проекты создания полигонов ТКО и снегоплавильных установок. Причина проста — здесь речь идет о появлении нового имущества. В остальных случаях инвестору предложили муниципальные объекты, которые требовали значительной модернизации.

Ливневку в Нижнем Новгороде модернизируют за 20 миллиардов рублей

Пионером ГЧП в коммунальном секторе была Пермь, где инвестору сдали водоканал. Договор аренды, заключенный на 49 лет в 2003 году, в 2013-м преобразовали в договор концессии.

С тех пор управляющая компания дважды перепродавалась с выгодой для предыдущего собственника. По данным НП «ЖКХ Контроль», концессионер инвестирует только собственные средства из текущей выручки, в городе сохранились перекрестные тарифы на холодную воду и водоотведение.

Если для населения тариф на холодную воду в настоящее время равен 27,53 рубля за кубометр, то для прочих потребителей — 40,23 рубля.

Похожим путем пошли в 2012 году власти Воронежа, заключив соглашение с «Росводоканалом» на концессию системы водоснабжения и водоотведения на 30 лет. Но документ не содержал конкретных параметров модернизации.

Действия концессионера позже прописали в формате пятилетних инвестиционных программ.

Заимствования привлекаются на условиях корпоративного финансирования — кредиты дает банк, который входит в ту же группу, что и «Росводоканал».

Длительные сроки концессий зачастую говорят о скрытой форме приватизации

— К данному моменту привлечено около двух миллиардов рублей.

При этом тариф за период 2012-2015 годов вырос с 15,79 до 22,52 рубля за кубометр, с середины 2016 года он был понижен до 19,31 рубля, что говорит о непростой политической ситуации вокруг водоканала.

Важно

Сейчас тариф составляет 20,69 рубля. За время работы концессионера численность работников сократилась на 40 процентов, при этом средняя зарплата выросла на 59 процентов, — выяснили в НП «ЖКХ Контроль».

Заметим, что воронежский водоканал пока инвестора не менял. В управляющей им компании не раз указывали на то, что исходные данные о состоянии сетевого хозяйства были не совсем корректными. Пришлось проводить комплексное обследование и оценку объектов, чтобы скорректировать планы их реконструкции. Подобное «промедление» вызывало критику со стороны местных депутатов.

Откуда деньжата?

Исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева сообщила, что самые долгосрочные концессии (в Перми и Воронеже) обещают самые большие инвестиции, но по факту эти соглашения — лишь декларации о намерениях: они заключались до 2014 года, после которого конкурсы проводятся на основании минимизации необходимой валовой выручки. Сейчас очевидно, что эти долгосрочные концессии не обеспечивают конкуренцию за рынок и по существу являются инструментом монополизации в частных руках деятельности, направленной на управление городскими водоканалами, отметила Разворотнева. При этом она признала, что частные монополии работают достаточно эффективно.

Жители ярославской двухэтажки остались без крыши

Экспертов удивило, что кредиты берутся инвесторами не под проектное финансирование, а под собственные активы (по такой схеме действует тот же «Росводоканал»).

Получается, из-за рамочного характера концессионных соглашений банки не готовы рассматривать их как обеспечение займов, хотя именно это является целевой задачей развития государственно-частного партнерства.

Читайте также:  Что такое фонд капитального ремонта

— Слишком длительные сроки концессий зачастую говорят о скрытой форме приватизации, — подчеркнула Светлана Разворотнева. — В отдельных случаях концессии не привели к эффективной работе предприятия.

Часто речь не шла о привлечении заемных средств. Большинство концессий делаются на собственные средства профильных предприятий — владельцев объектов, в ряде случаев — на деньги муниципалитета.

Все это заставляет сомневаться в эффективности реализации концессионных соглашений в сфере ЖКХ.

Масштаб не главное

Как правило, механизм концессии применяют в крупных муниципалитетах — там, где инвестору есть где развернуться, а рост тарифа, неизбежный из-за увеличения затрат на модернизацию, можно «разбить» на большее количество потребителей. Но есть и случаи, когда удается эффективно передать в частное управление небольшое коммунальное хозяйство.

Названы регионы с самыми низкими расходами жителей на ЖКХ

Так, в тамбовском моногороде Котовске с 2016 года реализуется концессионное соглашение о модернизации отопительной системы, прошлой осенью там открыли шесть блочно-модульных котельных, которые обеспечивают теплом 95 процентов квартир.

На реализацию проекта ушло полмиллиарда рублей: 300 миллионов выделил Фонд содействия реформированию ЖКХ, 200 вложила компания «Компьюлинк». Инвестор должен обновить все городские сети теплоснабжения в течение трех лет.

Как пояснял тогда мэр Алексей Плахотников, без федеральной поддержки тариф для населения вырос бы на 50 процентов.

На Тамбовщине успешно опробовали систему энергосервисных контрактов

На Тамбовщине успешно опробовали и другую схему государственно-частного партнерства в ЖКХ — энергосервисные контракты. В городах их начали заключать два года назад, затем подтянулись и райцентры-села. Муниципалитеты заключают договоры с АО «ААА Инжиниринг», которое меняет старые уличные светильники на энергосберегающие. При этом сокращаются расходы на освещение.

Так, поселку Знаменка четыре сотни новых фонарей дадут экономию почти в 1,2 миллиона рублей в год. В августе начался монтаж 350 светильников в Бондарях. В сентябре к обновлению системы освещения приступят в Котовске — там нужно установить почти тысячу фонарей.

Совет

Гарантия на новое оборудование — семь лет, в течение этого периода подрядчик обязуется бесплатно обслуживать и менять светильники.

Директор регионального центра энергосбережения Олег Кадыков отметил, что энергосервисный контракт — единственная форма государственно-частного партнерства, при котором проект реализуется только за счет инвестора без софинансирования из областного и местного бюджетов. Затраты при этом возмещаются за счет экономии средств, достигнутой при внедрении энергосберегающих технологий.

Теория малых дел

В рабочем поселке Знаменка пошли дальше и недавно заключили энергосервисный контракт на модернизацию системы теплоснабжения детского сада «Солнышко». Пилотный инвестиционный проект обойдется в 2,1 миллиона рублей.

Инвестор — московская компания «Эктив Соцэнергосервис» — обязуется установить в детском саду индивидуальный тепловой пункт с погодным регулированием, а также обеспечить его гарантийное обслуживание на протяжении семи лет. По окончании контракта оборудование в исправном состоянии передадут заказчику.

По подсчетам специалистов, экономический эффект от нововведения составит 52 процента, а экономия на отоплении объекта — более 560 тысяч рублей в год.

Как с помощью гаджетов сэкономить на оплате коммуналки

Тамбовские чиновники надеются отработать на «Солнышке» все нюансы взаимодействия, чтобы затем применить опыт в других бюджетных организациях.

Региональный центр энергосбережения подготовил еще три пилотных проекта модернизации систем освещения и теплоснабжения в формате ГЧП, которые будут реализованы до конца 2018 года.

Фонд содействия реформированию ЖКХ уже предложил Тамбовской области выступить в качестве пилотного региона в сфере реализации энергосервисных контрактов в многоквартирных домах.

— Это серьезные мероприятия, которые дают огромный экономический эффект. Одна только установка индивидуальных тепловых пунктов позволит уменьшить плату за отопление до пятидесяти процентов, — подчеркнул директор регионального центра энергосбережения Олег Кадыков.

Прямая речь

Игорь Колесников, руководитель проекта направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города»:

— Коммунальный сектор — это всегда естественные монополии. Это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции.

Поэтому монополия предполагает инструменты ценового регулирования.

То есть тарифы на товары (холодную воду, тепловую энергию и так далее), производимые в условиях монополии, подлежат регулированию по установленным государством правилам.

При конкурсном отборе концессионера определяются параметры, в соответствии с которыми после заключения концессионного соглашения орган регулирования устанавливает тарифы.

Обратите внимание

Но правила установления тарифов не обеспечивают тот их размер, на который рассчитывал концессионер по результатам конкурса. Концессионные процедуры не всегда позволяют отобрать наиболее эффективного инвестора, необходимо совершенствовать этот механизм.

Схема реализации таких соглашений является зачастую формой скрытой приватизации активов потому, что концессионное соглашение заключается на длительный срок (30-40 лет), а оно должно заключаться на срок, необходимый для реализации конкретного проекта (например, строительства водозаборных сооружений, модернизации сетей) и возврата вложенных инвестиций, получения планируемой доходности. В текущих условиях это может быть 15-20 лет.

Кроме концессий, возможны иные формы повышения эффективности коммунального сектора. Например, договор управления коммунальным предприятием либо договор аренды без ограничения эксплуатации передаваемого имущества пятилетним сроком.

Кстати

Возможную ликвидацию системы коммунальных МУП и ГУП эксперты уже подвергли критике. Так, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева считает, что это приведет к ухудшению ситуации в отрасли.

В фонде «Институт экономики города» (Москва) по запросу «РГ» сообщили, что формальная замена всех МУП на концессионеров в коммунальном секторе может не привести к повышению эффективности предприятий: «Замены и конкурсы целесообразны там, где МУП не достигают целевых показателей деятельности, не выполняют инвестиционные программы». Не одобрил возможные поправки в законодательство и министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев. Он предложил трансформировать МУП и ГУП в казенные предприятия, чтобы местные и региональные власти могли покрывать их долги без нарушения федерального законодательства. «В «коммуналке» внебюджетные источники вообще-то стремятся к нулю. Единственный способ привлечь инвестора — поднять ему тариф, потому что компания хочет выжить и заработать. А у нас рост платы за коммунальные услуги ограничен. По экономически обоснованному тарифу население платить не сможет. Выход — мы должны сферу ЖКХ финансировать из бюджета. Другое невозможно», — добавил Якушев.

Источник: https://rg.ru/2018/09/18/reg-cfo/spasut-li-koncessii-zhkh.html

Что такое концессии в ЖКХ?

Концессия — форма государственно-частного партнерства, которая предусматривает передачу государственного имущества  на определенный срок частному инвестору, который должен осуществить строительство (реконструкцию) переданного имущества и имеет право получать доход от его использования.  
Концессия на сегодняшний день является наиболее проработанной формой ГЧП для привлечения инвестиций в коммунальную сферу с позиции баланса интересов частного и государственного партнеров.

Основными плюсами концессии являются:

обеспечение для частного инвестора разносторонних гарантий, повышающих возвратность вложенных средств и снижающих инвестиционные риски: гарантия использования метода регулирования, долгосрочных параметров регулирования, фиксация правил регулирования тарифов на момент заключения концессии, гарантия объема выручки,  при изменении нормативных правовых актов;

прозрачность конкурсных процедур и четкие правила формирования условий концессии в процессе конкурса: условия концессии определяются конкурсной документацией и наилучшим конкурсным предложением, победитель определяется на основании ценового критерия —  дисконтированной валовой выручки (суммы тарифных и бюджетных средств, требуемых концессионеру для осуществления инвестиционных и эксплуатационных обязательств);

сохранение имущества в государственной собственности.

Существенными условиями концессии в коммунальной сфере являются:

долгосрочные параметры и метод регулирования тарифов;

задание и основные мероприятия, определяющие обязательства по созданию (реконструкции) объекта соглашения;

предельный размер средств на создание (реконструкцию) объекта соглашения;

плановые значения показателей деятельности концессионера (в том числе показателей качества, надежности и энергоэффективности);

порядок возмещения расходов концессионера, не возмещенных к моменту окончания концессионного соглашения.

В 2014 году по данным Минстроя России  было заключено порядка 115 концессионных соглашений в коммунальной сфере.

В 2015 году по данным единной информационной системы государственно-частного партнерства в России (pppi.u) в процессе подачи заявок на участие в концессионном конкурса находятся 100 концессионных проектов, в процессе подведения итогов конкурса — 149 проектов.

.

Порядок проведения конкурса и определения победителя:

Концедент обязан согласовать с РЭК метод регулирования и значения долгосрочных параметров, не являющиеся критериями конкурса (размер инвестированного капитала до перехода на метод доходности инвестированного капитала и срок возврата инвестированного капитала).

РЭК также определяет предельные значения критериев конкурса, предельный рост НВВ и предоставляет иные величины и значения, необходимые для расчета прогнозной НВВ.

Концедент оформляет решение о заключении конкурса в котором определяется задание участникам в соответствии со схемами теплоснабжениями, водоснабжения и водоотведения, основные условия концессионного соглашения и критерии конкурса.

На основании решения и согласительных процедур с РЭК готовится конкурсная документация, в которой указываются: минимально допустимые плановые значения показателей деятельности концессионера, значения долгосрочных параметры, не являющиеся критериями конкурса, состояние объекта до передачи в концессию, прогнозные величины, которые используются для расчета прогнозной НВВ и не выступают в последующем условиями концессии, метод регулирования тарифов, предельные значения критериев конкурса, предельный рост необходимой валовой выручки от осуществления регулируемых видов деятельности.

Критериями конкурса являются: предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, объем субсидий концедента на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения (если конкурсной документацией предусмотрены такие расходы концедента); объем субсидий концедента на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения; плановые значения показателей деятельности концессионера, долгосрочные параметры регулирования тарифов .

Важно

Для оценки конкурсных предложений рассчитывается дисконтированная валовая выручка (сумма тарифных и бюджетных средств, требуемых концессионеру для осуществления инвестиционных и эксплуатационных обязательств). Дисконтированная валовая выручка рассчитывается по единому формату в вычислительной программе, размещенной на сайте torgi.ru.

По вопросам реализации инвестиционных проектов на основе концессионных соглашений обращаться:

119435, город Москва, улица Малая Пироговская, дом 13, строение 1, БЦ «П13»

+7 (499) 558-38-32

invest@gkhrazvitie.ru

Источник: http://GkhRazvitie.ru/concessions/

Концессионные соглашения в сфере ЖКХ: примеры и назначение

Концессионные соглашения и другие формы партнерства государства и частного бизнеса в ЖКХ во многих случаях являются единственным способом реализации важных проектов в условиях нехватки бюджетных средств.

В статье мы расскажем об основных формах ГЧП в ЖКХ и о регулирующем их законодательстве. Разберемся в том, зачем концессионные соглашения нужны каждой из сторон и приведем примеры последних запущенных концессий.

В сферах деятельности, касающихся обеспечения населения жизненно важными товарами и услугами, рыночные механизмы работы в чистом виде не являются наиболее предпочтительными. Один из таких примеров – жилищно-коммунальное хозяйство. В этой области активно распространяется практика государственно-частного партнерства.

Государство при реализации такой схемы сохраняет контроль над собственностью, а также получает инвестиции и опытных управленцев. Партнеры со стороны частного бизнеса могут начать зарабатывать с помощью передаваемой в их управление значительной материальной базы, получить которую иными способами невозможно.

Читайте также:  Кто должен убирать снег с придомовой территории?

Формы государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ

Российское жилищно-коммунальное хозяйство нуждается в огромном объеме инвестиционных средств. Деньги нужны, в первую очередь, на обновление устаревшей и изношенной инфраструктуры. У бюджета таких финансовых ресурсов нет. В связи с этим главной целью ГЧП в ЖКХ является именно привлечение в отрасль частных инвестиций.

Государство предлагает разные варианты сотрудничества предпринимателям, которые заинтересованы в получении под свое управление систем тепло- и водоснабжения, электросетей и прочих объектов коммунальной инфраструктуры. У каждой формы взаимодействия есть свои особенности и риски, которым подвергаются обе стороны.

Государственно-частное партнерство строится на принятии каждой из сторон определенного объема обязательств. Государство в данном случае должно:

  • предоставить земельные участки и инфраструктурные объекты (если они будут реконструироваться);
  • передать частной компании право оказания ЖКУ, которое ранее монопольно принадлежало госструктурам;
  • поддерживать реализацию совместных проектов с помощью административного ресурса;
  • вкладывать определенные объемы бюджетных средств (по договоренности) или давать гарантии (в том числе, гарантировать рентабельность работы).

В набор обязательств со стороны частника обычно входит следующее:

  • инвестировать в работу и развитие предоставленного имущественного комплекса собственные средства. Инвестирование при этом должно быть проектным. Использовать взятые в банке кредиты и другие заемные ресурсы не следует. Проектное финансирование позволяет возвратить вложенные средства из прибыли – она начнет поступать после завершения проекта;
  • внедрять инновации, используя передовой мировой опыт и наработки;
  • эффективно вести управление переданным имуществом.

Существует несколько основных форм ГЧП, реализуемых в сфере ЖКХ.

  1. Концессионное соглашение.
  2. Контракт жизненного цикла.
  3. Сервисный контракт.
  4. Заключение договора на доверительное управление имуществом.
  5. Долгосрочное инвестиционное соглашение.

Рассмотрим наиболее часто реализуемые на практике варианты государственно-частного партнерства.

Что такое концессионное соглашение?

Договор концессии позволяет инвестору на основе заключенного контракта использовать в хозяйственных целях имущество, остающееся в государственной или муниципальной собственности. Соглашение предполагает, что частник:

  • регулярно выплачивает государству определенную сумму – концессионную плату;
  • инвестирует собственные средства в улучшение имеющегося имущества или создание новых объектов. Последние в дальнейшем будут переданы в государственную или муниципальную собственность;
  • получает средства, которые выплачивают пользователи созданного им имущества.

Заключение концессионного соглашения предполагает платное использование инфраструктурного объекта, и в то же время наличие коммерческой выгоды для компании, занимающейся его содержанием. Прибыль концессионера определяется количеством пользователей вверенного ему имущества.

Путем заключения договора концессии государство старается снять с себя расходы, связанные с эксплуатацией объектов жилищно-коммунального хозяйства – передача их в доверительное управление хорошо подходит для достижения этой цели.

Основные расходы, связанные с полученным имуществом, несет концессионер. В то же время часть их может возлагаться на собственника. Этот момент оговаривается отдельно и прописывается в соглашении.

Совет

Размер бюджетных вложений обычно известен заранее, например, еще при подготовке конкурса.

Полный перечень объектов, которые могут передаваться в управление по концессионному соглашению, указан в федеральном законе №115-ФЗ. Сюда входят самые разные сооружения:

  • транспортная инфраструктура;
  • коммунальные сети;
  • трубопроводы;
  • гидротехнические сооружения;
  • спортивные, медицинские, туристические и прочие объекты.

Размеры и форма оплаты со стороны концессионера могут быть различными. В законодательстве указаны следующие варианты расчета:

  • внесение в бюджет конкретной суммы единовременно или с определенной периодичностью;
  • передача собственнику доли получаемых доходов или части выпускающейся продукции;
  • передача государству по завершении договора концессии прав собственности на недвижимое и прочее имущество, созданное концессионером.

Упоминавшийся уже №115-ФЗ был принят в 2005 году. К настоящему времени концессионная модель ГЧП в ЖКХ все еще не получила повсеместного внедрения, поэтому государство продолжает продвигать эту схему сотрудничества. В числе основных причин медленного перехода к концессиям называется отсутствие квалифицированных специалистов, которые занимались бы данной работой на практике.

Однако примеры успешно работающих концессионных соглашений в сфере ЖКХ продолжают накапливаться, приведем несколько последних из таких договоренностей.

  1. В начале марта 2018 года было решено передать в концессию электротранспорт (трамваи) Саратова.
  2. До конца 2018 года запланирована передача сетей «Ижводоканала» (Ижевск) концессионеру.
  3. В Ростове в настоящий момент реализуется наиболее крупный в стране концессионный проект по благоустройству городской территории – он касается создания ростовской набережной.
  4. В Нижнем Тагиле готовится новая концессия по переработке мусора.
  5. В марте 2018 года иркутские власти планируют заключение концессионного соглашения на ремонт Дома быта, находящегося в аварийном состоянии.

Контракт жизненного цикла

Контракт жизненного цикла (КЖЦ) – заключающийся на длительный срок договор, при реализации которого возводятся различные инфраструктурные объекты.

Такие соглашения подписываются только в отношении проектов, имеющих большое значение для государства или муниципалитета. Контракт обычно заключается на 25-30 лет.

Этот срок равен нормативной продолжительности эксплуатации объекта, указывающейся в технических требованиях к нему.

Собственником построенного объекта становится государство, муниципалитет или организация, исполняющая его полномочия. В контракте жизненного цикла также прописывается, как именно властные органы занимаются контролем строительного процесса и последующей эксплуатации имущества.

Основные правила заключения и реализации КЖЦ записаны в правительственном постановлении №1087 от 28 ноября 2013 года. Подрядчик по такому контракту получает бюджетные средства на строительство. При этом он будет нести расходы на дальнейшую эксплуатацию, что делает его заинтересованным в повышении качества объекта.

Сервисный контракт

С помощью сервисных контрактов государство привлекает представителей частного бизнеса к проведению определенных работ и оказанию услуг. Выполнение договоров данного типа регулируется:

  • ГК РФ;
  • бюджетным законодательством;
  • законами о госзакупках.

Частники при подписании сервисных контрактов обычно принимают на себя обязательства, в рамках которых они:

  • занимаются содержанием зданий и городских территорий;
  • ведут бухгалтерский учет;
  • обслуживают различную технику.

Такие договоры часто заключаются на продолжительные сроки и могут подразумевать инвестирование в модернизацию обслуживаемого имущества.

Преимущество государственной стороны при заключении сервисного контракта заключается в получении услуг по фиксированной и невысокой стоимости. Занимающейся обслуживанием частной компании такой договор выгоден из-за приобретения на длительный срок постоянного заказчика, который не уйдет к конкурентам.

Источник: https://www.gkh.ru/article/101871-kontsessionnye-soglasheniya

Концессионные соглашения в сфере жкх примеры

При ближайшем рассмотрении концессия оказывается на практике не настолько радужным партнерством: подготовку проекта, а также документации на организацию конкурса и его проведение, кадастрового учета земель и пр. производить следует на условиях софинансирования (из регионального и местного бюджетов минимум 20% от общей суммы затрат).

Концессией называется форма партнерства государства с инвесторами. Концессионные соглашения в сфере ЖКХ – это привлечение средств инвесторов к реконструкции тех объектов, которые на основании соглашений могут быть переданы в пользование на определенный период в руки частных инвесторов.

  • Порядок заключения концессионного соглашения в сфере ЖКХ (теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения).
    • Основные способы заключения соглашения (частная инициатива и конкурс), ключевые положения.
    • Конкурс, конкурсная документация по 115-ФЗ. Законодательное регулирование, актуальная антимонопольная и судебная практика.
    • Этапы конкурсной процедуры. Подготовка документации для проведения конкурсных процедур. Возможность изменения заключенных концессионных соглашений.
    • Неконкурсные процедуры заключения концессионного соглашения, «трансформация» договора аренды в концессию.
    • Частная инициатива по 115-ФЗ. Подготовка документации, сопровождение заключения соглашения. Спорные вопросы.
    1. Современное состояние ГЧП в России: перспективы, тенденции рынка.
      • Основы законодательного регулирования сферы ГЧП в России.
      • Общие понятия, виды и характеристика концессионных соглашений (основные обязательства сторон, способы заключения соглашения и др.). Нормативно-правовые основания выбора концессионной модели.
    2. Правовая структура концессионного соглашения.
      • Основные участники проекта и стороны соглашения.
      • Правовой статус имущества, вовлекаемого в реализацию проекта (объект соглашения, «иное имущество», имущество, не относящееся к объекту соглашения и «иному имуществу», имущество третьих лиц).
      • Договорная система проекта.
      • Существенные условия концессионного соглашения.
      • Правовые риски.
      • Взаимодействие концедента и концессионера с финансирующими организациями. Прямое соглашение.
      • Правоприменительная практика.
    3. Концессионные соглашения в сфере ЖКХ (теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения).
      • Ограничения законодательства в части выбора форм взаимодействия между публичным и частным сектором в сфере ЖКХ.
      • Структуры поддержки проектов в сфере ЖКХ (государственные структуры, финансовые институты, инвесторы).
      • Возможные формы публичного финансирования (государственные программы, Фонд реформирования ЖКХ и др.).
      • Вопросы, связанные с привлечением частного финансирования (собственный капитал, заемный капитал, проектное финансирование и понятие «банкуемости проекта», использование облигационных займов).
      • Предварительное изучение возможности реализации проекта. Консультации с государственными органами, участниками рынка, финансирующими организациями.
      • Разработка концепции проекта (финансовая модель, правовая модель, техническая модель, маркетинговый анализ, матрица рисков).

    Чтобы проект стал приемлем для финансирования, необходимо зафиксировать в концессионном соглашении долгосрочные параметры регулирования, а также подробно описать порядок выплаты и расчета суммы компенсации при досрочном расторжении. Это положение позволяет банкам быть уверенными в обеспеченности кредита.

    В основе коробочного решения — сбалансированная для всех участников модель распределения рисков, которая позволяет банку не выдвигать дополнительных требований к концессионеру в части имущественного обеспечения. Подготовка и подписание кредитного договора между банком и концессионером заключается дополнительно.

    Консалтинг ЖКХ

    Концессионер может арендовать земельный участок, на котором располагается или будет находиться объект концессионного соглашения, а упрощение процедуры установления публичного сервитута должно обеспечить, по мнению законодателя, возможность своевременного исполнения концессионером обязательств по строительству (реконструкции) объектов, предусмотренных концессионным соглашением.

    Закон о концессионных соглашениях прямо запрещает залог объекта концессионного соглашения, а также прав концессионера по концессионному соглашению, тем самым в существенной степени ограничивая возможности частного инвестора по финансированию концессионных проектов.

    Виды концессионных соглашений в — сфере ЖКХ, применяемых в — зарубежных странах

    Еще одним примером, когда прямые переговоры представляются предпочтительными, является ситуация, когда инвестор сам предлагает к реализации проект, не требующий государственных субсидий и гарантий.

    Однако в таком случае необходимо предусмотреть в законодательстве механизм, позволяющий другим инвесторам заявить о своей заинтересованности в участии в подобном проекте и предложить концеденту лучшие условия.

    Существующая система управления и ценообразования делает практически невозможным привлечение инвестиционных ресурсов для развития отрасли. Поскольку нормативный уровень рентабельности в большинстве случаев устанавливается произвольно, то в тарифах никак не учитываются реальные потребности предприятий в основных и оборотных средствах, необходимых для финансирования инвестиций.

    Обратите внимание

    В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению.

    Источник: http://urpiter.ru/nalogi/kontsessionnye-soglasheniya-v-sfere-zhkh-primery

  • Ссылка на основную публикацию